Цифровизация и образование для устойчивого развития: перспективы взаимосвязи в процессе эволюции

Аркадий Дмитриевич Урсул

Аннотация


Цель исследования заключается в выявлении и анализе незамеченного ранее противоречия эволюции мирового образования при взаимодействии тенденций цифровизации образования и образования для устойчивого развития. Цифровизация прежде всего способствует использованию уже имеющегося контента образования, существенно усиливая его воздействие на эволюцию цивилизации. Важно использовать эту тенденцию для более масштабного и быстрого внедрения идей устойчивого развития в образование. Тем самым ставится вопрос об оптимизации возможных последствий взаимодействия рассматриваемых тенденций в образовании, а через него и в глобальном развитии человечества.

Текст доклада автора на Общероссийской (национальной) научной конференции «Моисеевские чтения. Культура и гуманитарные проблемы современной цивилизации», которая состоялась 4–5 марта 2020 г. в Московском гуманитарном университете.


Ключевые слова


глобальная устойчивость; информатизация; информационный подход; образование для устойчивого развития; онлайн-образование; теория поколений; умное образование; устойчивое развитие; футуризация; цифровизация; эффективность образования

Полный текст:

PDF

Литература


Абросимова, Г. А. (2017) Новые технологии образования в вузе: смешанное обучение // Alma mater (Вестник высшей школы). № 3. С. 65–69. DOI: https://doi.org/10.20339/AM.06-19.065

Ветров, С. А., Конишевский, Д. В. (2019) Цифровой двойник — воплощение антиутопии // Alma mater (Вестник высшей школы). № 5. С. 69–72. DOI: https://doi.org/10.20339/AM.05-19.069

Гафурова, Н. В., Осипова, С. И. (2013) Идеи и проблемы опережающего образования // Сибирский педагогический журнал. № 4. С. 9–14.

Грачев, В. А., Ильин, И. В., Урсул, А. Д., Урсул, Т. А., Андреев А. И. (2017) Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы (Экспертно-аналитический доклад). М. : Московская редакция издательства «Учитель» ; Издательство Московского университета. 207 с.

Днепровская, Н. В. (2018) Система управления знаниями как основа смарт-обучения // Открытое образование. 2018. № 22(4). С. 42–52. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-4-42-52

Днепровская, Н. В., Янковская, Е. А., Шевцова, И. В. (2015) Понятийные основы концепции смарт-образования // Открытое образование. № 6. С. 43–51.

Ермаков, Д. С. (2013) Образование для устойчивого развития в РФ // Педагогика. № 6. С. 44–48.

Ермаков, Д. С. (2016) Готовность педагогов к реализации образования для устойчивого развития // Педагогическое образование в России. № 2. С. 30–36.

Ефимова, Г. З., Зюбан, Е. В., Кичерова, М. Н., Муслимова, Е. О. (2019) Парадоксы неформального образования студенческой молодежи // Интеграция образования. Т. 23, № 2. С. 303–321. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.095.023.201902.303-321

Ильин, И. В. (2017) Глобальная экология и устойчивое развитие: итоги V Международного научного конгресса «Глобалистика-2017» // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. № 3. С. 3–30.

Ильин, И. В., Урсул, А. Д. (2016) Образование, общество, природа: Эволюционный подход и глобальные перспективы / предисловие В. А. Садовничего. М. : Издательство Московского университета. 560 с.

Информатика для устойчивого развития (2009) / под ред. М. Б. Игнатьева, М. А. Вуса. СПб. : Полиграф-Экспресс. 196 с.

Ллойд, С., Энджи, Дж. (2005) Сингулярный компьютер // В мире науки. № 2. С. 32–42.

Останина, Е. А. (2017) MOOCs как современная информационная технология в высшей школе // Alma mater (Вестник высшей школы). № 3. С. 71–74. DOI: https://doi.org/10.20339/AM.03-17.071

Тихомиров, В. П., Днепровская, Н. В. (2015) Смарт-образование как основная парадигма развития информационного общества // Современные информационные технологии и ИТ-образование. Т. 1, № 11. С. 9–13.

Удовидченко, Р. С., Киреев, В. С. (2014) Сравнительный анализ моделей оценки эффективности обучения персонала [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. № 6 URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16909 (дата обращения: 21.01.2020).

Урсул, А. Д. (2015) Опережающее образование. От модернизации к футуризации. Saarbrücken : Dictus Publishing. 305 с.

Урсул, А. Д. (2020a) Природа информации. Философский очерк. 3-е изд. М. : Ленанд. 288 с.

Урсул, А. Д. (2020b) Информация. Методологические аспекты. 2-е изд. М. : Ленанд. 304 с.

Урсул, А. Д., Урсул Т. А. (2013) Мегатренды эволюции образования третьего тысячелетия // Образ человека будущего: кого и как воспитывать / под ред. О. А. Базалука. Киев : Філософсько-космологічне об’єднання. 337 с. С. 39–95.

Kasimov, N. S., Malkhazova, S. M., Romanova, Е. Р. (2005) Enveronmental education for sustainable development in Russia // Journal of Geography in Higher Education. Vol. 29, No. l. Р. 49–59. DOI: https://doi.org/10.1080/03098260500030363




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.2.4

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru