Шекспир в отечественном кинематографе и на телевидении: национальное и глобальное

Boris Nikolaevich Gaydin

Аннотация


В статье анализируется особая роль У. Шекспира как константы русской культуры в контексте отечественного кино и телевидения. Рассмотрен ряд продуктов современной российской экранной культуры конца XX — начала XXI в., сюжеты которых так или иначе отсылают зрителя к пьесам «Гамлет» и «Отелло» английского драматурга: черная комедия «Изображая жертву» К. С. Серебренникова с прямыми и косвенными аллюзиями на «Гамлета», современная адаптация шекспировской великой трагедии «Гамлет XXI век» Ю. В. Кары, два эпизода детского юмористического киножурнала «Ералаш» с отсылками к «Отелло», 10-й эпизод «Гамлет, принц дачный» комедийного телесериала «33 квадратных метра», а также пример современной политической сатиры — 5-я серия российской телевизионной передачи «Куклы», в котором в «гамлетовскую ситуацию» попадает Б. Н. Ельцин.

Автор размышляет над некоторыми культурными тенденциями, а также о соотношении национального и глобального в рецепции Шекспира и его произведений в российском кинематографе и на телевидении. С его точки зрения, национальное все чаще предстает лишь на вербальном уровне, тогда как глобальное обычно получает визуальное отражение. Рассмотренные примеры в очередной раз свидетельствует о том, что шекспировское наследие остается «зеркалом» русской культуры, в котором хорошо видны как проблемы, с которыми она сталкивается в периоды перемен и нестабильности, так и характерные для нее традиции.


Ключевые слова


У. Шекспир; Шекспир в России; «Гамлет»; «Отелло»; русский Шекспир; шекспиризация; неошекспиризация; российская киноиндустрия; российское телевидение; российское кино

Полный текст:

PDF (English)

Литература


Breytman, A. S. (2004) Traditsionnye tsennosti russkoi kul'tury v epokhu postmodernizma (na materiale «novogo» kino Rossii) [Traditional values of Russian culture in the age of postmodernism (“New” Russian cinema)]. Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, vol. 4, no. 7, pp. 165–177. (In Russ.).

Burnett, M. (2012) Shakespeare and world cinema. Cambridge ; New York, Cambridge University Press. xv, 272 p.

Dmitrii Diuzhev ne podoshel na rol' printsa [Dmitry Dyuzhev did not land the role of prince]. (2009) Telenedelia. July 28. [online] Available at: http://teleweek.ru/dugev_princ (the page is inaccessible). Archived from the original in database “Russian Shakespeare”, July 28, 2009. [online] Available at: http://rus-shake.ru/menu/news/7411.html [archived in WebCite] (accessed 10.07.2015). (In Russ.).

Gasheva, N. N. (2010) Preodolenie postmodernizma v strategiiakh sovremennogo rossiiskogo kino [Overcoming of postmodernism in strategies of contemporary Russian cinema]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, no. 6, pp. 219–224. (In Russ.).

Gasheva, N. N. (2011) Kontekst russkoi idei v otechestvennom kino 2000-kh gg. [Context of the Russian idea in the national cinema of the 2000s]. Vestnik Viatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta, no. 1–1, pp. 144–147. (In Russ.).

Gaydin, B. N. (2008) Interpretatsii «gamletovskogo voprosa» i kompleksnoe izuchenie cheloveka [Interpretations of “Hamlet’s question” and complex studies of human being]. In: Kompleksnoe izuchenie cheloveka: problemy metodologii [Complex studies of human being: The problems of methodology] : A collection of research papers. Issue 2 / ed. by B. G. Yudin. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 80 p. Pp. 19–32. (In Russ.).

Gaydin, B. N. (2014) Shekspirosfera v sovremennom kino: postanovka problemy [The Shakespearean sphere in contemporary cinema: The problem definition]. Informatsionnyi gumanitarnyi portal “Znanie. Ponimanie. Umenie”, no. 4 (July — August). [online] Available at: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2014/4/Gaydin_Shakespearean-Sphere-Cinema/ [archived in WebCite] (accessed 10.07.2015). (In Russ.).

Kazak, S. (2011) Eklektika eklektike rozn' [There are many kinds of eclecticism]. Novosti Kryma [News of Crimea]. August 20. [online] Available at: http://news.allcrimea.net/news/2011/8/20/1313845140/ [archived in WebCite] (accessed 10.07.2015). (In Russ.).

Khlebnikova, V. (2006) «Podvor'e prokazhennykh»-2 [“Farmstead of Lepers-2”]. Seans, no. 29–30. [online] Available at: http://seance.ru/n/29-30/filmyi/izobrazhaya-zhertvu/podvore-prokazhennyih-2/ [archived in WebCite] (accessed 10.07.2015). (In Russ.).

Koretskiy, V. (2007) Pole brani [Battlefield]. Seans, March 3. [online] Available at: http://seance.ru/blog/pole-brani/ [archived in WebCite] (accessed 10.07.2015). (In Russ.).

Levit, A. (2011) Iurii Kara: «Na odnu iz rolei v “Gamlete” ia khotel vziat' Dzhuda Lou, no zhenshchiny, s kotorymi sovetovalsia, vybrali Dmitriia Diuzheva» [Yuri Kara: “I was going to offer Jude Law a role in Hamlet, but my female advisers chose Dmitry Dyuzhev”]. Fakty i kommentarii, October 5. [online] Available at: http://fakty.ua/140972-yurij-kara-na-odnu-iz-rolej-v-gamlete-ya-hotel-vzyat-dzhuda-lou-no-zhencshiny-s-kotorymi-sovetovalsya-vybrali-dmitriya-dyuzheva [archived in WebCite] (accessed 10.07.2015). (In Russ.).

Lisovich, I. I. and Makarov, V. S. (2014) Nauchno-issledovatel'skii proekt «Virtual'naia shekspirosfera: transformatsii shekspirovskogo mifa v sovremennoi kul'ture» [Research project “Virtual Shakespearean Sphere: Transformations of Shakespearean Myth in Modern Culture”]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 264–282. (In Russ.).

Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2014a) Shekspirosfera [The Shakespearean sphere]. In: Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «XXVI Purishevskie chteniia: Shekspir v kontekste mirovoi khudozhestvennoi kul’tury» [The proceedings of the international conference “The 26th Purishev Readings: Shakespeare in the Context of World Artistic Culture”]. Moscow, Moscow State Pedagogical University, April 8–11, 2014 / ed. by E. N. Chernozemova. Moscow, Sam Poligrafist Publ. 196 p. Pp. 4–7. (In Russ.).

Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2014b) Shekspirosfera i kul'turnye konstanty [The Shakespearean sphere and cultural constants]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 200–208. (In Russ.).

Lukov, V. A., Zakharov, N. V., Lukov, Vl. A. and Gaydin, B. N. (2012) Shekspirosfera (Shekspir, ego sovremenniki, ego epokha v kul'ture povsednevnosti) [Shakespearean sphere (Shakespeare, his contemporaries, his age in the culture of everyday life)]. Informatsionnyi gumanitarnyi portal “Znanie. Ponimanie. Umenie”, no. 3 (May — June). [online] Available at: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Lukov~Zakharov~Lukov~Gaydin~Shakespeare-sphere/ [archived in WebCite] (accessed 10.07.2015). (In Russ.).

Lukov, Vl. A. (2009) Ekranizatsii proizvedenii Uil'iama Shekspira [Screen adaptations of William Shakespeare’s works]. Elektronnaia entsiklopediia «Mir Shekspira» [An Electronic Encyclopaedia “The World of Shakespeare”] [online] Available at: http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/3781.html [archived in WebCite] (accessed 10.07.2015). (In Russ.).

Malov-kino. (2012) Zdravstvui, mal'chik-razdolbai! [Hello, slacker-boy!]. KinoPoisk. September 7. [online] Available at: http://kinopoisk.ru/user/2153925/comment/1607990/ [archived in Archive.Is] (accessed 10.07.2015). (In Russ.).

Mokulskiy, S. (1931) Komediia [Comedy]. In: Literaturnaia entsiklopediia [Literary encyclopedia] : in 11 vols. [Moscow], 1929–1939 / ed. by V. M. Fritzsche and A. V. Lunacharsky. Moscow, The Communist Academy Publ. Vol. 5. Clmns. 407–432. (In Russ.).

Russkie novosti Kann: zarabotal rossiiskii pavil'on, predstavleny «Utomlennye solntsem-2» Nikity Mikhalkova, Iurii Kara rasskazal o svoem «Gamlete» [Russian news of Cannes: The Russian pavilion has begun its work, Nikita Mikhalkov’s Burnt by the Sun 2 has been presented, Yuri Kara has talked about his Hamlet]. (2009) Rossiiskaia gazeta. May 15. [online] Available at: http://rg.ru/2009/05/15/rusnews-anons.html [archived in WebCite] (accessed 10.07.2015). (In Russ.).

Savchenko, O. (2011) «Gamlet XXI vek». Strannyi mir [“Hamlet 21st Century”. Strange world]. KinoCosmos.com, July 27. [online] Available at: http://kinocosmos.com/article/recen-zii/410-gamlet-xxi-vek.html [archived in Archive.Is] (accessed 10.07.2015). (In Russ.).

«Seansu» otvechaiut: Izobrazhaia zhertvu [Answers to Seans: Playing the Victim]. (2006) Seans, no. 29–30. [online] Available at: http://seance.ru/n/29-30/filmyi/izobrazhaya-zhertvu-2/izobrazhaya-zhertvu-3/ [archived in WebCite] (accessed 10.07.2015). (In Russ.).

«Seansu» otvechaiut: Russkoe kino za rubezhom. Uspekh na Zapade [Answers to Seans: Russian cinema abroad. Success in the West]. (2004) Seans, no. 19–20. [online] Available at: http://seance.ru/n/19-20/russian_cinema_za_rubezhom/russian_cinema_za_rubezhom-uspeh/ [archived in WebCite] (accessed 10.07.2015). (In Russ.).

Shestakova, I. V. (2010) Rossiiskii kinematograf v usloviiakh protsessa globalizatsii [Russian cinematography in the period of globalization]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia, no. 1, pp. 32–35. (In Russ.).

Sullivan, E. (2007) Anti-Bardolatry through the ages, or, Why Voltaire, Tolstoy, Shaw and Wittgenstein didn’t like Shakespeare. Opticon1826, issue 2. [online] Available at: http://opticon1826.com/articles/abstract/10.5334/opt.020708/ [archived in WebCite] (accessed 10.07.2015). DOI: http://dx.doi.org/10.5334/opt.020708

The Cambridge companion to Shakespeare on film (2007) / ed. by R. Jackson. 2nd edn. Cambridge ; New York, Cambridge University Press. xii, 349 p.

Zakharov, N. V., Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2012) Shekspirosfera [The Shakespearean sphere]. Elektronnoe periodicheskoe nauchnoe izdanie «Vestnik Mezhdunarodnoi akademii nauk. Russkaia sektsiia» [Electronic Periodical Research Publication “Herald of the International Academy of Science. Russian Section”], no. 2, pp. 70–75. [online] Available at: http://heraldrsias.ru/online/2012/2/238/ [archived in WebCite] (accessed 10.07.2015). (In Russ.).

Zhabskiy, M. I. (1996) Vesternizatsiia kinematografa: opyt i uroki istorii [Westernization of cinema: Experience and lessons of history]. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 2, pp. 25–35. (In Russ.).

Zohrab, I. (2002) Re-assessing A. N. Ostrovsky’s Groza: From the classical tradition to contemporary critical approaches. New Zealand Slavonic Journal, vol. 36: Festschrift in honour of Arnold McMillin, pp. 303–320.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.3.36

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru