Концепция коммуникативного капитализма Джоди Дин

Эдуард Евгеньевич Сафронов

Аннотация


В статье автор исследует и анализирует основные положения теории коммуникативного капитализма американского философа Джоди Дин. Показывает генезис данной концепции, ее теоретические основания. Излагаются основные пункты теории, ее характеристики и ключевые особенности.

Рассматривается, как концепция коммуникативного капитализма основывается на исследованиях Майкла Хардта и Антонио Негри, на определении нематериального труда Маурицио Лаззарато, концепции постполитики Славоя Жижека, показана взаимосвязь с другими исследованиями и концепциями. Демонстрируется, как они соотносятся с современным социально-философским дискурсом относительно «цифрового капитализма». Исследование делится на изучение коммуникационной и капиталистической составляющей концепции. В ходе анализа коммуникации обозначены и исследованы важный для теории концепт «фантазий», который разделен на фантазию изобилия, участия и целостности, и работа концепта в коммуникативных сетях. В рамках анализа характеристик капитализма показано, как работает неравенство, отчуждение, эксплуатация и конкуренция в коммуникативном капитализме.

С точки зрения автора статьи, работы Джоди Дин и ее концепция коммуникативного капитализма по-прежнему остаются актуальными и применимы для понимания и анализа определенных феноменов текущей политической, социальной, экономической и культурной ситуации.


Ключевые слова


коммуникативный капитализм; эксплуатация; Джоди Дин; цифровизация; цифровой капитализм; капитализм; коммуникация; цифровой труд; нематериальный труд

Полный текст:

PDF

Литература


Афанасов, Н. (2019) Свободное время как новая форма труда: цифровые профессии и капитализм // Galactica Media: Journal of Media Studies. Т. 1. № 1. С. 43–61. DOI: 10.24411/2658-7734-2019-00002

Берарди, Ф. (2019) Душа за работой. От отчуждения к автономии. М. : ООО «Издательство Грюндриссе». 320 с.

Вайсман, Д. (2019) Времени в обрез: ускорение жизни при цифровом капитализме. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС. 304 с.

Гавра, Д. П., Декалов, В. В. (2018) Коммуникативный капитализм: методологические предпосылки и парадигмальное позиционирование // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 21. № 1. С. 27–43. DOI: 10.31119/jssa.2018.21.1.2

Гринфилд, А. (2018) Радикальные технологии: устройство повседневной жизни. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС. 424 с.

Дин, Д. (2017) Коммуникативный капитализм: от несогласия к разделению // Communications. Media. Design. Т. 2. № 3. С. 152–165.

Дин, Д. (2019) Коммунизм или неофеодализм? // Логос. Т. 29. № 6. С. 85–114.

Дженкинс, Г. (2019) Конвергентная культура. М. : РИПОЛ классик. 384 с.

Кастельс, М. (2004) Галактика Интернет: рассуждения об интернете, бизнесе, обществе. Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та). 328 с.

Кин, Д. (2015) Демократия и декаданс медиа. М. : Издательский дом Высшей школы экономики. 312 с.

Ловинк, Г. (2019) Критическая теория интернета. М. : Ад Маргинем Пресс ; Музей современного искусства «Гараж». 304 с.

Морозов, Е. (2014) Техноненависть: как интернет отучил нас думать. М. : Common place. 116 с.

Морозов, А. В. (2019) Навигация по акселерационизму: от некапитализма к посткапитализму через платформы // Galactica Media: Journal of Media Studies. Т. 1. № 2. С. 226–242. DOI: 10.24411/2658-7734-2019-10020

Павлов, А. В. (2018) Образы современности в XXI веке: автомодернизм // Философские науки. № 10. С. 97–113. DOI: 10.30727/0235-1188-2018-10-97-113

Павлов, А. В. (2019) Генри Дженкинс, акафан-утопист // Дженкинс, Г. Конвергентная культура. М. : РИПОЛ классик. 384 с. С. 5–21.

Сафронов, Э. Е. (2019a) Как акселерационизм превратился в платформенный капитализм // Логос. Т. 29. № 3. С. 279–289.

Сафронов, Э. Е. (2019b) Что будет вместо постмодерна? Диджимодернизм как культурная доминанта // Galactica Media: Journal of Media Studies. Т. 1. № 1. С. 178–195. DOI: 10.24411/2658-7734-2019-00010

Срничек, Н. (2019) Капитализм платформ. М. : Издательский дом Высшей школы экономики. 128 с.

Срничек, Н., Уильямс, А. (2019) Изобретая будущее: постакапитализм и мир без труда. М. : Strelka Press. 336 с.

Хардт, М., Негри, А. (2004) Империя. М. : Праксис. 440 с.

Castells, M. (1996) The Rise of the Network Society. Oxford : Blackwell Publishers. 597 p.

Dean, J. (1996) Solidarity of Strangers: Feminism after Identity Politics. Berkeley : University of California Press. 228 p.

Dean, J. (1998) Aliens in America: Conspiracy Cultures from Outerspace to Cyberspace. Ithaca, New York : Cornell University Press. 226 p.

Dean, J. (2002) Publicity's Secret: How Technoculture Capitalizes on Democracy. Ithaca, New York : Cornell University Press. 224 p.

Dean, J. (2003) Why the Net is not a Public Sphere // Constellations. Vol. 10. № 1. P. 95–112.

Dean, J. (2004) The Networked Empire: Communicative Capitalism and the Hope for Politics // Empire’s New Clothes: Reading Hardt and Negri / Dean J., Passavant P. A. (eds). New York : Routledge. 345 p. P. 267–289.

Dean, J. (2005) Communicative Capitalism: Circulation and the Foreclosure of Politics // Cultural Politics. Vol. 1. № 1. P. 51–74.

Dean, J. (2009) Democracy and other neoliberal fantasies. Communicative capitalism and left politics. Durham, London : Duke University Press. 217 p.

Dean, J. (2010) Blog Theory. Cambridge, Malden : Polity Press. 143 p.

Dean, J. (2012) Communist Horizon. London, New York : Verso. 250 p.

Dean, J. (2014) Communicative Capitalism and Class Struggle // Spheres: Journal for Digital Cultures. № 1. P. 1–16.

Dean, J. (2016) Crowds and Party. London, New York : Verso. 288 p.

Lazzarato, M. (1996) Immaterial Labor // Radical Thought in Italy / Virno P., Hardt M. (eds). Minneapolis : University of Minnesota Press. 280 p. P. 133–147.

Samuels, R. (2009) New Media, Cultural Studies, and Critical Theory after Postmodernism. New York : Palgrave Macmillan. 256 p.

Sevignani, S. (2013) Review of the Book “Digital Labor: The Internet as Playground and Factory”. tripleC. Vol. 11. № 1. P. 127–135.

Terranova, T. (2000) Free Labor: Producing Culture for the Digital Economy // Social Text. Vol. 18. № 2. P. 33–58.

Terranova, T. (2004) Network Culture: Politics for the Information Age. London : Pluto Press. 184 p.

Zuboff, S. (2015) Big other: surveillance capitalism and the prospects of an information civilization // Journal of Information Technology. № 30. P. 75–89.

Zuboff, S. (2019) The Age of Surveillance Capitalism. New York : PublicAffairs. 704 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.1.20

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru