Метамодернизм, постирония и капитализм в аниме One-Punch Man (начало)

Николай Борисович Афанасов

Аннотация


В статье с позиций современной социальной философии и философии культуры рассматривается аниме One-Punch Man (2015–2019). Основная гипотеза состоит в том, что One-Punch Man лучше многих других произведений ответил на потребность в новой искренности, возрождении аффекта и помог справиться с утомляющим характером бесконечной иронии постмодернизма. Предпринятое исследование концептуализирует кризис жанра супергеройских фильмов и комиксов.

Новый образ героя, предложенный в рассматриваемом аниме, основан на специфической визуальной семиотике. Это устремление рассматривается как попытка обновить жанр в соответствии с растущей популярностью постироничного модуса мышления. Рассуждая о будущем культуры, автор делает предположение, что бесконечная ирония контрпродуктивна для самой популярной культуры. Ее интеллектуальное снятие, которое могло бы удовлетворить искушенный запрос современного потребителя, требует когнитивного усложнения и тонкой работы с визуальным. Отталкиваясь от решающего значения визуального в современности, автор демонстрирует, как при помощи визуального производится сложное высказывание.

Ключевые слова


аниме; постмодернизм; философия культуры; социальная философия; визуальная семиотика; популярная культура; теория культуры; One-Punch Man

Полный текст:

PDF

Литература


Афанасов, Н. Б. (2019) Мессия в депрессии: религия, фантастика и постмодерн в аниме Neon Genesis Evangelion // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 3. С. 124–148.

Беляев, А. (2018) Предисловие переводчика / Ёмота, И. Теория Каваии. М. : Новое литературное обозрение. 216 с. С. 5–26.

Денисова, А. И. (2014) Семиотика в манга и аниме // Вестник ТГУ им. Державина. № 12 (140). С. 1–5.

Джеймисон, Ф. (2019) Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма / пер. с англ. Д. Кралечкина ; под науч. ред. А. Олейникова. М. : Изд-во Института Гайдара. 808 с.

Павлов, А. В. (2019a) Дивный, новый, «цифровой мир»: постирония как ценностная установка мировоззрения миллениалов [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. № 3. С. 16–31. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1042 (дата обращения: 10.12.2019). DOI: 10.17805/ggz.2019.3.2

Павлов, А. В. (2019b) Странная жизнь постмодернизма // Джеймисон, Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма / пер. с англ. Д. Кралечкина ; под науч. ред. А. Олейникова. М. : Изд-во Института Гайдра. 808 с. С. 7–53.

Павлов, А. В. (2019c) Философия постмодерна и популярная культура // Вопросы философии. № 3. С. 206–214.

Сафронов, Э. Е. (2019) Популярная культура как религия. Рецензия на: Posssamai, A. (ed.) (2012) Handbook of Hyper-Real Religions. Leiden, London : Brill // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 3 (37). С. 277–283.

Шумилова, А. Ю. (2018) Эпоха моэ и постмодернизма в японской поп-культуре // Манга в Японии и России. Вып. 2 / ред.-сост. Ю. А. Магера. М. ; Екатеринбург : Фабрика комиксов. 440 с. С. 26–35.

Bakutman, S. (2011) Why I Hate Superhero Movies // Cinema Journal. Vol. 50. No. 3. P. 118–122.

Duus, P. (1984) Review: MANGA! MANGA! The World of Japanese Comics. by Frederik L. Schodt, Osamu Tezuka // The Journal of Asian studies. Vol. 43. No. 3. P. 555–557.

Hodges, L. (1991) A Reconsideration of the Monk’s Costume // The Chaucer Review. Vol. 26. No. 2. P. 133–146.

Kiyomitsu, Yu. (2010) Japanese Animation and Glocalization of Sociology // Sociologisk Forskning. Vol. 47. No. 4. P. 44–50.

McKevitt, A. (2010) “You Are Not Alone!” Anime and the Globalizing of America // Diplomatic History. Vol. 34. No. 5. P. 893–921.

Ndalianis, A. (2011) Why Comics Studies? // Cinema Journal. Vol. 50. No. 3. P. 113–117.

Occhi, D. J. (2012) Performance, and Message: Comparing Japanese Kyara with their Anthropomoprhic Forebears // Asian Ethnology. Vol. 71. No 1. P. 109–132.

Suvin, D. (1977) Metamorphoses of Science Fiction. On the Poetics and History of a Literary Genre. New Haven, London: Yale University Press. 466 p.

Tze-Yue, G. H. (2010) Frames of Anime: Culture and Image-Building. Hong Kong : Hong Kong University Press. 256 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.1.19

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru