Трансформация художественного сознания в век компьютерных технологий

Ирина Николаевна Захарченко

Аннотация


Компьютерные технологии современного формирующегося информационного общества радикально меняют структуру культурного сознания, в том числе художественного.


В условиях роста объема информации встает задача поиска новых методов ее анализа и обобщения. Это свидетельствует о трансформации способов познания мира, изменении характера мышления, рождении современных алгоритмов творческого сознания.


В статье анализируются новые характеристики и ряд новых тенденций художественного сознания, которые проявляются на различных уровнях развития современного искусства. Наиболее ярко их репрезентируют различные ветви технологического и компьютерного искусства. В творческих практиках, использующих технологические возможности информационной эпохи, формируются новые принципы художественного видения, создаются безобъектные произведения искусства, устанавливаются актуальные, соответствующие постмодернистской парадигме мировосприятия возможности художественной коммуникации.


Утверждается, что принципы художественного сознания информационной эпохи возникли в докомпьютерную эру. К середине прошедшего столетия представители некоторых направлений рационально ориентированного искусства (Б. Райли, Х.-Р. Сото, Х. Ле Парк, Ф. Морелле) уже обратились к использованию тех алгоритмов создания искусства, которые позднее лягут в основу компьютерных художественных практик. В качестве примера разбираются теоретические взгляды и творческие практики В. Вазарели, одного из видных представителей европейского оп-арта.


Проведенный анализ показал, что развитие искусства ХХ в. отражало объективные закономерности эволюции художественного видения. Эпоха повсеместного использования компьютерных технологий была подготовлена логикой структурных трансформаций культурного сознания, в полном объеме обозначившейся в настоящий период.


Ключевые слова


информационная эпоха; художественное сознание; компьютерное искусство; алгоритмическая эстетика; виртуальность; оп-арт; В. Вазарели

Полный текст:

PDF

Литература


Арган, Д. К. (1999) Современное искусство 1770–1970. М. : Искусство. 756 с.

Ерохин, С. В. (2011) Цифровое компьютерное искусство. СПб. : Алетейя. 188 с.

Иванов, Д. В. (2002) Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб. : Петербургское Востоковедение. 224 с.

Крючкова, В. А. (2010) Мимесис в эпоху абстракции: Образы реальности в искусстве второй парижской школы. М. : ПрогрессТрадиция. 472 с.

Маньковская, Н. Б. (2004) Виртуалистика: художественноэстетический аспект // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты / ред. Е. А. Мамчур и др. М. : ПрогрессТрадиция. 384 с. С. 328–341.

Маньковская, Н. Б. (2009) Феномен постмодернизма. Художественноэстетический ракурс. М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив ; Университетская книга. 495 с.

Мигунов, А. С. (2012) Искусство и технология // Научное искусство : материалы I Междунар. науч.практ. конф. МГУ им. М. В. Ломоносова / ред. В. В. Миронов. М. : МИЭЭ. 288 с. С. 67–69.

Милле, К. (1995) Современное искусство Франции. Минск : Пропилеи. 336 с.

Хольцхай, М. (2006) Виктор Вазарели. 1906–1997: Чистое видение. М. : Tasсhen/Артродник. 96 с.

Рорреr, F. (2007) From Technological to Virtual Art. Cambridge, Massachusetts, L. : MIT Press. 459 р.

Theories and documents of contemporary art: a sourcebook of artist’s writings (1996) / ed. by K. Stiles, P. Selz. Berkеley ; Los Angeles : University of California Press. 1027 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.3.27

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru