«Подпольный человек» в американской романтической новелле: свобода «предпочитать не делать»

Алексей Валерьевич Аксенов

Аннотация


В статье обсуждается типология романтического героя с обоснованием выделения особого типа героя-«аутсайдера» по признаку его саморазрушительного отказа от своего места в социуме. Этот тезис иллюстрируется на материале новелл «Уэйкфилд» Н. Готорна и «Писец Бартлби» Г. Мелвилла. Заглавные герои этих новелл рассмотрены на фоне отдельных персонажей американского и русского романтизма с привлечением повести Ф. М. Достоевского в качестве герменевтического ключа к пониманию мотивов героя-«аутсайдера». Внимание также уделено фигуре повествователя и последующей рецепции обсуждаемых новелл в литературно-критическом сознании ХХ в.


Ключевые слова


Н. Готорн; Г. Мелвилл; американский романтизм; типология романтического героя; американская литература

Литература


Борхес, X. Л. (2005) Собр. соч. : в 4 т. / сост., предисл. и примеч. Б. В. Дубина. 2-е изд., испр. СПб. : Амфора. Т. 2: Произведения 1942–1969 годов. 847 с. ISBN 5-94278-690-9.

Вдовин, А. (2000) Миф Александра Грина (К 120-летию со дня рождения) // Урал. № 8. С. 172–178.

Венедиктова, Т. Д. (2004) Люди и стены: осмысление повседневности в литературе (Г. Мелвилл и Ф. М. Достоевский) // Объять обыкновенное: повседневность как текст по-американски и по-русски : мат. VI Фулбрайтовской гуманитарной летней школы (Ясная Поляна, 1–8 июня 2003 г.) / [отв. ред.: Т. Д. Венедиктова]. М. : Изд-во Моск. ун-та. С. 47–61.

Виньи, А. де. (1987) Избранное. М. : Искусство.

Готорн, Н. (1982) Избранные произведения : в 2 т. Л. : Художественная литература. Т. 2.

Доктороу, Э. Л. (2011) Уэйкфилд // Иностранная литература. № 1.

Достоевский, Ф. М. (1973) Полн. собр. соч. : в 30 т. Л. : Наука. Т. 5.

Зверев, А. М. (2000) Герман Мелвилл / История литературы США. М. : ИМЛМ РАН ; Наследие. Т. III: Литература середины XIX в. (поздний романтизм).

Карельский, А. В. (1998) Метаморфозы Орфея. Беседы по истории западных литератур. Вып. 1: Французская литература XIX века / сост. О. Б. Вайнштейн. М. : РГГУ.

Ковалев, Ю. (1988) Послесловие // Мелвилл Г. Собр. соч. : в 3 т. / сост., послесл. Ю. Ковалева. Л. : Художественная литература. Т. 3: Повести; Рассказы; Стихотворения.

Косарева, А. А. (2016) Писец Бартлби: образ автоматона в американской литературе середины XIX века // Научный диалог. № 8 (56). С. 61–69.

Крупчанов Л. М. [и др.] (2019) Введение в литературоведение : учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Л. М. Крупчанова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт.

Манн, Ю. В. (1976) Поэтика русского романтизма. М.

Мелвилл, Г. (1988) Писец Бартлби // Мелвилл Г. Собр. соч. : в 3 т. / сост., послесл. Ю. Ковалева. Л. : Художественная литература. Т. 3: Повести; Рассказы; Стихотворения.

Пушкин, А. С. (1986) Соч. : в 3 т. М. : Художественная литература. Т. 2.

Семенова, М. Л. (2004) Лермонтов и Байрон: к вопросу о типологии романтического героя : дис. ... к. филол. н.: спец. 10.01.01: спец. 10.01.03 / [Коломен. гос. пед. ин-т]. М.

Федосеенко Н. Г. (2008) Типология романтического героя в русской литературе // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Сер. 9. Вып. 4. Ч. I. С. 28–39.

Colderidge, S. T. (1987) Lectures 1808–1819. On Literature / ed. by R. A. Foakes. Princeton, NJ : Princeton University Press. Vol. 2.

Emery, A. M. (1976) The alternatives of Melville’s “Bartleby.” // Nineteenth-Century Fiction. Vol. 31, No. 2. P. 170–187.

Enniss, S. C. (1988) Told as truth: “Wakefield” as archetypal experience // Nathaniel Hawthorne Review. Vol. 14, No. 2. P. 7–9.

Hawthorne, N. (1855) Our old home and English note-books // The works of Nathaniel Hawthorne : in 15 vols. Vol. 7.

Matthiessen, F. O. (1941) American Renaissance: Art and expression in the age of Emerson and Whitman. Oxford University Press.

McCall, D. (1989) The silence of Bartleby. Ithaca : Cornell University Press.

O’Keefe, R. R. (1991) The gratuitous act in “Wakefield”: A note on Hawthorne’s modernism // Nathaniel Hawthorne Review. Vol. 17, No. 1. Р. 17–19.

Widmer, K. (1969) Melville’s radical resistance: The method and meaning of “Bartelby.” // Studies in the Novel. Vol. 1. No. 4. P. 444–458.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.