Биоэтика как реляционная философия действия (на примере китайской биоэтики)

Ольга Владимировна Попова

Аннотация


В статье показано, что формирование биоэтики в Китае осуществлялось в контексте особой социокультурной ситуации, которая привела к возникновению уникальной этической парадигмы. В отличие от западных стран в Китае значительное внимание уделяется патернализму, семейным и родственным связям, а также общественной сфере жизни, в то время как автономия пациента имеет гораздо меньшее значение и часто неактуальна. В медицинской сфере это проявляется через выраженный врачебный патернализм, высокую культуру наставничества и подчиненных отношений. Очевидно, что эта консервативная ориентация биоэтики опирается на традиционные ценности и придает предпочтение общественным интересам перед индивидуальными.

Автор приходит к выводу о том, что в китайской биоэтике, представляющей собой особую философию действия в биомедицинских ситуациях, заложено своеобразное представление о моральной агентности. На основе теории агентности М. Вальмисы, описывающей особую реляционную онтологию китайской философии, был рассмотрен феномен китайской биоэтики, в которой отношения конститутивны и первичны, не подчинены презумпции отдельных субъектов. В современном мире китайская биоэтика развивается как проект реляционной философии, формирующийся в контексте стремительного биомедицинского прогресса и делающий ставку на инновационность знания и этики, но при этом воспроизводящий некоторые архетипы традиционной китайской культуры, которые могут успешно сосуществовать с развитием науки и технологий и в некоторых аспектах его усиливать. Таким образом, важной чертой китайской биоэтики становится акцент на семейных отношениях, на реляционной модели личности, противопоставляющейся западному индивидуализму и автономии личности.


Ключевые слова


китайская биоэтика; Китай; философия действия; моральный агент; принципализм; автономия; реляционная онтология; Мерседес Вальмис

Полный текст:

PDF

Литература


Малявин, В. В. (2009) Идеал целостности в военной стратегии // Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока РАН. M. : Восточная литература. Т. 5: Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. 1087 с. С. 638‒639.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (2008) / Приняты юбилейным Архиерейским собором 15 августа 2000 г. [Электронный ресурс] // Патриархия.ru. 9 июня. URL: http://patriarchia.ru/db/text/419128.html [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 13.09.2023).

Энциклика папы Римского Иоанна Павла II “Una fides. Evangelium Vitae” (О ценности и нерушимости человеческой жизни). 25 марта 1995 г. (б/д) [Электронный ресурс] // Трансгуманизм и биоэтика. URL: https://cobs-mp.ru/dokumenty/rimsko-katolicheskoj-tserkvi/una-fides-evangelium-vitae-o-tsennosti-i-nerushimosti-chelovecheskoj-zhizni [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 13.09.2023).

Bunkenborg, M. (2016) The uneven seepage of science: Diabetes and biosociality in China // Health & Place. Vol. 39. P. 212–218. DOI: 10.1016/j.health place.2015.02.015

Cheng, Y. (2018) China will always be bad at bioethics // Foreign Policy. April 13. URL: https://foreign policy.com/2018/04/13/china-will-always-be-bad-at-bioethics/ [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 13.09.2023).

Gilligan, C. (1982) In a different voice: Psychological theory and women’s development. Cambridge, MA : Harvard University Press. vi, 184 p.

Held, V. (2006) The ethics of care: Personal, political, and global. 2nd end. Oxford : Oxford University Press. viii, 211 p.

Josephson Storm, J. A. (2021) Metamodernism: The future of theory. Chicago : The University of Chicago Press. xii, 360 p.

Li, F., Wang, C. (2021) “A good guy” again: Bio sociality in a cancer self-help organization // Medical Anthropology. Vol. 40. Issue 1. P. 50–63. DOI: 10.1080/01459740.2020.1775219

Li, J., Wang, J. (2012) Individuals are inadequate: Recognizing the family-centeredness of Chinese bioethics and Chinese health system // The Journal of Medicine and Philosophy. Vol. 37. Issue 6. P. 568–582. DOI: 10.1093/jump/jhs046

Nia, J.-B. (2000) The plurality of Chinese and American medical moralities: Toward an interpretive cross-cultural bioethics // Kennedy Institute of Ethics Journal. Vol. 10. No. 3. P. 239–260. DOI: 10.1353/ken.2000.0020

Tang, R.-F. (2004) Chinese population policy: Good choice vs. right choice // Bioethics: Asian perspectives : A quest for moral diversity / ed. by Ren-Zong Qiu. Dordrecht ; Boston ; L. : Kluwer Academic Publishers. vi, 239 p. P. 173–183. DOI: 10.1007/978-94-017-0419-9_16

Valmisa, M. (2021) Adapting: A Chinese philosophy of action. N. Y. : Oxford University Press. xiii, 210 p.

孫思涵 (Sun, S.) (2018) 中國第一起嗎啡勝訴案的背後——臨終關懷病人使用嗎啡的儒家倫理問題 [Behind the first legal case of morphine in China—A Confucian ethic: Reflections on the use of morphine to treat terminal patients. International] // Journal of Chinese & Comparative Philosophy of Medicine. Vol. 16. No. 1. P. 75–95. DOI: 10.24112/ijccpm.161640

陳 丹 & 吳 靜 (Chen, D., Wu, J.) (2023) 中國內地新冠疫情防控新做法的儒家反思 [A Confucian reflection on the new approach to prevention and control of COVID-19 pandemic in mainland China] // International Journal of Chinese & Comparative Philosophy of Medicine. Vol. 21. No. 1. P. 25–41. DOI: 10.24112/ijccpm.212656




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/ggz.2023.3.1

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.