Проблемы трансформации системы высшего образования в Европе

Александр Алексеевич Деревянченко

Аннотация


Рассматриваются некоторые проблемы трансформации (модернизации) высшего образования в Европе. Раскрываются основные вехи истории Болонского процесса, смысл Болонской декларации, а также характеризуются идейные позиции ее «отцов-основателей». Автор опирается на зарубежные, преимущественно германские исследования, показывая особенности внедрения Болонского процесса в ряде европейских стран с акцентом на Германию.


Ключевые слова


высшее образование; Болонский процесс; университет; образовательные системы

Полный текст:

PDF

Литература


Ильинский, И. М. (2010) Образование в целях оглупления // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 3–30.

Кислицын, К. Н. (2010) Болонский процесс как проект для Европы и для России [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 11 — Высшее образование для XXI века. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/11/Kislitsyn/ [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 09.01.2019).

Роджеро, Дж. (2011) Из руин в кризис: об основных трендах в жизни глобального университета [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. № 3 (77). С. 88–102. URL: http://intelros.ru/readroom/nz/neprikosnovennyj-zapas-77-32011/10298-iz-ruin-v-krizis-ob-osnovnyx-trendax-v-zhizni-globalnogo-universiteta.html [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 08.01.2019).

Bericht zum Umsetzung des Bologna-Prozesses in Deutschland [Электронный ресурс] // Bundesministerium für Bildung und Forschung. URL: https://www.bmbf.de/files/umsetzung_bologna_prozess_2007_09.pdf [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 08.01.2019).

Bologna at the finish line: An account of ten years of European higher education reform (2010) / coordination and ed. by A. Blättler, R. Santa. Brussels : The European Student’s Union. 130 p.

Heidenreich, K., Welty, U. (2012) Zehn Jahre Bachelor und Master — DIHK zieht Bilanz: “Die Hochschulen vergessen ihr Kerngeschäft” [Электронный ресурс] // Tagesschau.de. 14. August. URL: http://www.tagesschau.de/inland/bologna-prozess100.html [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 08.01.2019).

Kühl, S. (2016) Abschied von den Leistungspunkten [Электронный ресурс] // Frankfurter Allgemeine. 22. Juli. URL: http://www.faz.net/aktuell/feuilleton/forschung-und-lehre/bologna-prozess-abschied-von-den-leistungspunkten-14346897-p2.html [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 08.01.2019).

Le cauchemar de Humboldt: Les réformes de l’enseignement supérieur européen (2008) / sous la direction de F. Schultheis, M. R. Escoda et P.-F. Cousin. Paris : Raisons d’agir. 230 p.

Moscati, R., Vaira, M. (2008) L’università di fronte al cambiamento: realizzazioni, problemi, prospettive. Bologna : Il Mulino. 345 p.

Münch, R. (2014) Academic capitalism: Universities in the global struggle for excellence. N. Y. : Routledge, Taylor & Francis Group. xv, 298 p.

The black book of the Bologna Process (2005) / ed. by ESIB’s Bologna Process Committee. Bergen : The National Unions of Students in Europe. 52 p.

Viele Leute sind kaum geeignet für den Arbeitsmarkt (2012) [Электронный ресурс] // Süddeutsche Zeitung. 15. August. URL: http://www.sueddeutsche.de/bildung/zehn-jahre-bologna-reform-harsche-kritik-an-bachelor-und-master-1.1441136-2 [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 08.01.2019).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/ggz.2019.3.7

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.