Мода как механизм формирования социокультурных образцов и стилей поведения. Концепция Г. Блумера

Виктория Станиславовна Сапожникова

Аннотация


В статье показано, что теоретические работы, рассматривающие моду классового общества конца ХIХ — ХХ в., составили научную базу для становления и формирования научной мысли о моде. Автор прослеживает тенденции развития моды и их отражение в культурфилософской и социологической литературе, доказывает, что мода выступает как мощный фактор формирования и трансляции социокультурных образцов.

Значительное внимание в статье уделяется взглядам П. Бурдье, Ж.-Г. Тарда, Э. С. Богардуса, А. Ленгле. Особое значение автор придает работам известного американского социолога Г. Блумера, который в значительной степени пересматривает подход Г. Зиммеля к феномену моды и расширяет трактовку моды как явления, распространяемого на все сферы человеческой деятельности — поведение, искусство, науку. Автор показывает современность взглядов Г. Блумера, который, отказавшись от трактовки моды как механизма классовой дифференциации, сосредоточивается на ее способности выступать в качестве механизма коллективного отбора. Концептуальное положение исследователя о том, что мода формируется не только естественным путем, но и создается искусственно, позволяет автору рассмотреть ряд тенденций в сфере военно-патриотического воспитания, усиливающих патриотические настроения.

В качестве примера разбираются тенденции развития модной одежды в стиле милитари, представленные отечественными торговыми марками и разработанные одним из представителей российской моды — дизайнером В. Юдашкиным. Введение новой военной формы, соответствующей и технологически, и эстетически современным тенденциям, а также представление этой коллекции Верховному главнокомандующему в 2008 г., состоявшей примерно из 70 моделей, привело к подъему патриотических настроений в обществе и существенному улучшению имиджа Российской армии.


Ключевые слова


мода; социокультурный образец; идентичность; элита; масса; классовая дифференциация; коллективный отбор; массовые настроения; управление поведением; патриотические настроения

Полный текст:

PDF

Литература


Блумер, Г. (2008) Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология. № 2. С. 132–154.

Зиммель, Г. (1996) Мода // Зиммель, Г. Избранное : в 2 т. М. : Юристъ. Т. 2. Созерцание жизни. 397 с. С. 266–291.

Новая военная форма для ВС РФ от Юдашкина (2008) [Электронный ресурс] // Etoday. URL: http://www.etoday.ru/2008/01/new-russian-army-uniform.php (дата обращения: 10.07.2016).

Путин подписал Указ о весеннем призыве (2016) [Электронный ресурс] // РБК. 31 марта. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/56fd0f749a794700dec8081b (дата обращения: 10.07.2016).

Цивилизационная идентичность в современном мире Философия — Культура — Политика (2016) : сб. науч. трудов / под ред. А. В. Костиной. М. : РУСАЙНС. 266 с.

Д




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.2.22

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru