Запах: чутье бытия в информационную эпоху

Константин Алексеевич Очеретяный

Аннотация


Поскольку цифровые медиа работают в формате производства значения, постольку все, что не переводится в формат информационного сообщения, представляет для них радикальную проблему. Одна из таких проблем — трансляция запаха. В медиа запах — знак успеха, условие внимания и гарантия признания, но он отсылает от одних вещей к другим, от одних представлений к иным, он не развертывает глубинное измерение вещей как в древних ритуалах (начиная с приготовления пищи и заканчивая сжиганием мертвых).

В древних культах запах — условие метафизической чувствительности: открытость опыту того, что непредставимо и невыразимо, что не умещается ни в одном сообщении и ни в одном образе. В современных медиа метафизическое измерение вещей может как исчезнуть вместе с запахом, так и вернуться на новом техническом основании, при условии того, что цифровые медиа окажутся способны работать в режиме производства присутствия. Пока же запах оценивается как подозрительное явление, разрушающее любую общность и любую коммуникацию. Даже рекламные образы запаха говорят о таинственности и подозрительности его носителя, а стихия его — соблазн, при благоприятных условиях запах как бы не существует. Однако в борьбе за перевод опыта в медийный формат вместе с опытом запаха устраняются иные непереводимые на язык объективных высказываний данные самопереживания, которыми наполнен наш жизненный мир и о которых возможно только непрямое высказывание — мифическое, поэтическое, философское. Трансформация чувствительности в новых технологических условиях может быть понята только при внимании к изменению роли запаха.


Ключевые слова


медиа; телесность; запах; технологии; реальность; онтология; чувственность; аура; метафизика; общество

Полный текст:

PDF

Литература


Беньямин, В. (2012) Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин, В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения : сборник статей / сост. И. Чубаров, И. Болдырев. М. : РГГУ. 288 с. С. 190–234.

Больц, Н. (2011) Азбука Медиа. М. : Издательство «Европа». 136 с.

Грякалов, Н. А. (2017) Фигуры террора — 2. СПб. : Издательство РХГА. 232 с.

Каку, М. (2015) Будущее разума. М. : Альпина нон-фикшн. 502 с.

Кант, И. (1999) Антропология с прагматической точки зрения. СПб. : Наука. 471 с.

Кожурин, А. Я. (2003) «Глаз» Платона, «ухо» Хайдеггера и «нос» Розанова // Звучащая философия : сборник материалов конференции / редкол.: У. Д. Орлов, К. С. Пигров, А. К. Секацкий. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество. 235 с. C. 101–105.

Маклюэн, М. (2007) Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М. ; Жуковский : Кучково поле. 464 с.

Розанов, В. В. (2000) Апокалипсис нашего времени. М. : Республика. 449 с.

Розанов, В. В. (1990) О себе и жизни своей. М. : Московский рабочий. 875 с.

Свасьян, К. А. (2002) Становление европейской науки. М. : Evidentis. 439 с.

Harris, C. (2005) Nintendogs: Dachshund & Friends [Электронный ресурс] // IGN.com. URL: https://www.ign.com/articles/2005/08/19/nintendogs-dachshund-friends (дата обращения: 11.07.2018).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.2.9

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru