Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития
Аннотация
Развитие обыденно-житейских и научных представлений о сущности воспитании прошло длительный исторический путь, изменяясь под влиянием социокультурных, политических, экономических и многочисленных других факторов. В статье анализируются сформированные в различные исторические периоды представления о феномене воспитания. Особый акцент сделан на его целостности и многогранности. Осуществлен сравнительный обзор концепций воспитания в современной отечественной и зарубежной науке, выявлено соотношение понятий «воспитание», «воспитательная система», «система воспитания».
Констатируется, что в отечественной педагогической науке наибольший научный интерес к поискам решения актуальных проблем воспитания наблюдался на рубеже прошедшего и нынешнего века, однако уже в первое десятилетие ХХ в. он заметно снизился, во второе десятилетие — стал едва заметным.
На фоне решения общих проблем воспитания особый акцент автор делает на профессиональное воспитание, которое как специфический вид деятельности педагогов профессионального образования и как научная проблема требует новых идей и концепций. Их проекция на практическую область воспитания в высшей школе должна дать качественно новые результаты в формировании личности будущих специалистов, обеспечить повышение уровня их готовности к профессиональной деятельности.
Представлены результаты анализа теоретико-методологических ориентаций, понятийного аппарата, структуры и других компонентов знания о профессиональном воспитании будущих специалистов. Перечисляются наиболее актуальные и перспективные направления исследований.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2015 г.» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ (дата обращения: 25.09.2018).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.09.2018).
Аристотель (2008). Политика. Метафизика. Аналитика. М. : Эксмо. 960 с.
Бабанский, Ю. К. (1989) Избранные педагогические труды / сост. М. Ю. Бабанский. М. : Педагогика. 560 с.
Бордовская, Н. В., Реан, А. А. (2006) Педагогика : учеб. пособие. СПб. : Питер. 304 с.
Белов, В. И. (2006) Система профессионального воспитания в современных социально-экономических условиях : дис. … д-ра пед. наук. СПб. 385 с.
Веселов, А. П. (1961) Профессиональное воспитание в СССР : очерки по истории среднего и низшего профтехобразования. М. : Учпедгиз. 231 с.
Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания (2017) : XIV Международная научная конференция, МосГУ, 14–16 декабря 2017 г. : Доклады и материалы : в 2 ч. / под общ. ред. И. М. Ильинского ; науч. ред. Ч. К. Ламажаа. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.
Газман, О. С. (1998) Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании // Народное образование. № 8. С. 108–111.
Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. (2009) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение. 26 с.
Джуринский, А. Н. (2007) Проблемы поликультурного воспитания в зарубежной педагогике // Вопросы философии. № 10. С. 41–52.
Дистерверг, А. (1956) Избранные педагогические сочинения. М. : Учпедгиз. 376 с.
Долгая, О. И. (2015) Новые типы воспитания в Чехии: Гражданское воспитание // Проблемы современного образования. № 3. С. 32–40.
Дьяченко, Н. Н. (1978) Профессиональное воспитание учащейся молодежи. М. : Высш. школа. 216 с.
Караковский, В. А., Новикова, Л. И., Селиванова Н. Л. (1996) Воспитание? Воспитание … Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М. : Новая школа. 155 с.
Коменский, Я. А. (2000) Лабиринт света и рай сердца. М. : МИК. 311 с.
Лукашеня, З. В. (2012) Тенденции зарубежного университетского образования в духовно-нравственном развитии личности // Духовність особистості: методологія, теорія і практика. № 5 (52). С. 160–168.
Макаренко, А. С. (1985) Соч. : в 8 т. М. : АПН СССР. Т. 5. 333 с.
Макарова, О. Ю. (2014) Педагогическая система профессионального воспитания студентов медицинских вузов : дис. … д-ра пед. наук. Казань. 514 с.
Маклафлин, К. (1996) Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование. Вып. № 6. С. 99–105.
Маслоу, А. (2011) Новые рубежи человеческой природы : пер. с англ. 2-е изд., испр. М. : Смысл: Альпина нон-фикшн. 496 с.
Новикова, Л. И. (2010) Педагогика воспитания : Избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика ; сост. Е. И. Соколова. М. : Пэр Сэ. 226 с.
Новикова Л. И., Караковский В. А., Селиванова Н. Л. (2000) Концептуальные основы теории воспитательных систем // Современные концепции воспитания : Материалы конференции / редкол.: Л. В. Байбородова (отв. ред.) и др. Ярославль : Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. 171 с. С. 28–45 .
Педагогика (2009) : учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. М. : Издательство Юрайт. 430 с.
Педагогическая энциклопедия (1964) : в 4 т. / ред. И. А. Каиров, Ф. П. Петров. М. : Советская энциклопедия. Т. 1. 831 с.
Педагогический словарь (2008) : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др. ; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М. : Издат. центр «Академия». 352 с.
Платон (2004). Избранное. Государство. М. : АСТ. 493 с.
Профессиональная педагогика (2009) : учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. 3-е изд., перераб. М. : ЭГВЕС. 456 с.
Репринцев, А. В. (2001) Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя : дис. … д-ра пед. наук. Курск. 519 с.
Рожков, М. И., Байбородова, Л. В. (2001) Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 256 с.
Российская педагогическая энциклопедия (1993) : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М. : Большая российская энциклопедия. Т. 1. 607 с.
Современные концепции воспитания (2000) : материалы конференции / редкол.: Л. В. Байбородова (отв. ред.) и др. Ярославль : Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. 171 с.
Степанов, П. В. (2017) Понятие «воспитание» в современных педагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал. № 2. С. 121–128.
Тагунова, И. А., Селиванова, Н. Л., Исаева, М. А. (2015) Теоретико-методологические ориентиры моделей воспитания в англоязычных странах // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. Вып. 3 (38). С. 20–36.
Тимонин, А. И. (2012) Профессиональное воспитание как воспитание социальное // Вестник КГУ им. Некрасова. Т. 18. С. 55–58.
Ушинский, К. Д. (2004) Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии : в 2 т. М. : Фаир-Пресс.
Чернилевский, Д. В., Филатов, О. К. (2005) Педагогика высшей школы : учебник для вузов. М. : Машиностроение. 702 с.
Шаршов, И. А., Макарова, Л. Н., Борзых, И. Н. (2016) Содержание профессионального воспитания студентов в современном вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. Т. 15. № 4. С. 31–36.
Щуркова, Н. Е. (2000) Новое воспитание. М. : Педагогическое общество России. 132 с.
Roberts, P. (2006) Nurturing Creativity in Young People: A report to Government to inform future policy. London: DCMS. 89 р.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.2.20
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/