История образования в России: постсоветское время

Вячеслав Алексеевич Ситаров

Аннотация


В статье сделан обзор важных преобразований в системе образования начиная с 1991 г. до сегодняшнего дня, оказавших существенное влияние на развитие российского образования. Показана специфика переходного периода с 1991 по 2000 г., когда происходили изменения законодательного характера, заложившие нормативно-правовую базу новой российской государственности. Последующие изменения в системе образования начиная с 2001 г. и по настоящее время раскрыты по уровням образования в соответствии с действующим Законом об образовании (2012): дошкольном, общем, среднем профессиональном, высшем и дополнительном.   

Используемые в статье многие количественные характеристики являются ориентировочными и не носят какого-либо принципиального характера, поскольку существуют значительные расхождения в области статистики в образовании, связанные как с единообразным пониманием фиксируемого явления, так и с методиками подсчета. Использованы материалы «Российского статистического ежегодника», выпускаемого Федеральной службой государственной статистики.


Ключевые слова


история образования; история педагогики; реформы образования; история России; постсоветская история; российское образование; дошкольное образование; общее образование; среднее профессиональное образование; высшее образование; дополнительное образование

Полный текст:

PDF

Литература


Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/ (дата обращения: 14.02.2019).

Президент подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (2018) [Электронный ресурс] // Президент России. 7 мая. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 14.02.2019).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 14.02.2019).

Боченков, С. А. (2013) Учитель, школа, система образования в зеркале ЕГЭ // Проблемы современного образования. № 3. С. 27–37.

Ильинский, И. М. (2004) Негосударственные вузы: кризис идентичности и пути его преодоления // Alma mater (Вестник высшей школы). № 7. С. 3–12.

Ильинский, И. М. (2012) Высшее образование для XXI века // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 3–7.

Константиновский, Д., Вахштайн, В., Куракин, Д. (2008) Качественное образование: доступность и региональная политика // Социальная политика в современной России: реформы и повседневность / отв. ред. Е. Р. Ярская. М. : Вариант. 456 с. С. 52–79.

Концепция развития дополнительного образования от 4 сентября 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 14.02.2019).

Куликова, С. В. (2004) Интеграция традиций и инноваций как основа модернизации российского образования // Интеграция образования. № 3 (36). С. 34–42.

Ляхович, Е. С. (1998) Проблемы качества и доступности общего образования в постсоветской России // Вестник Томского государственного педагогического университета. Вып. 1. С. 28–34.

Медведев, С. (2006) Болонский процесс, Россия и глобализация // Высшее образование в России. № 3. С. 31–36.

Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] Федеральная деловая сеть. URL: https://strategy24.ru/rf/projects/project/view?slug=natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye&category=education (дата обращения: 14.02.2019).

Новикова, В. М. (2012) Проблемы и перспективы российского высшего образования // Вестник МГИМО-Университета. № 6 (27). С. 282–286.

Образование (2019). Официальная статистика [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/ (дата обращения: 14.02.2019).

Российский статистический сборник. 2018 (2018) : статистический сборник. М. : Росстат. 694 с.

Русских, Л. В. (2014) Реформа образования в России: промежуточные итоги // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Т. 14. № 4. С. 88–90.

Сафонова, Т. В., Лукина, Д. Г. (2012) Актуальные проблемы стандартизации школьного образования // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. № 2. С. 59–64.

Серикова, В. П. (2015) Возрождение и внедрение российских традиций в высшее образование // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 1 (125). С. 143–150.

Ситаров, В. А. (2015) Стандарты образовательные // Новая Российская энциклопедия : в 12 т. / ред. кол.: А. Д. Некипелова, В. И. Данилова-Данильян и др. М. : Издательский дом «Инфра-М». Т. 15 (2). С. 251–252.

Ситаров, В. А. (2019) История образования в России: досоветский и советский периоды // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 201–211. DOI: 10.17805/zpu.2019.1.16

Чернявская, В. С., Меркулов, Д. С. (2015) Взаимосвязь результатов ЕГЭ и успешности учебной деятельности выпускников школы [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. № 6. С. 290–300. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/6558 (дата обращения: 14.02.2019).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.2.19

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru