От идеи до образа: об одном механизме эволюции научной идеи

Рафаэль Юсупович Рахматуллин

Аннотация


В статье анализируется проблема визуализированного образа как сознательно созданного зрительного представления определенной идеи. Он отличается от модели, чертежа, диаграммы, эскиза тем, что воспринимается человеком как объективно существующий предмет или процесс (обладает свойством интенциональности). В отличие от ощущения визуализированный образ является изображением, обладает структурным соответствием объекту. В научном познании визуализированные образы выполняют две функции: а) они способствуют пониманию теоретического знания; б) являются важным средством трансляции научных идей во вненаучные сферы (прежде всего в область образования).

Предлагается следующий алгоритм трансформации научной идеи в визуализированный образ: 1) создание теоретических конструктов исследуемого пространства при помощи абстрагирования или идеализации; 2) установление связи между теоретическими конструктами, создание теоретической схемы; 3) изображение теоретической схемы при помощи средств графической наглядности; 4) формирование визуализированного образа. В случае включения визуализированного образа в научную картину мира он приобретает статус мировоззренческого образа.


Ключевые слова


образ; теоретическая модель; графическая наглядность; визуализированный образ; онтологизация

Полный текст:

PDF

Литература


Аралов, М. Н., Барабанов, В. Ф., Данилов, А. Д., Подвальный, С. Л. (2017) Обработка данных в системах моделирования и 3d-визуализации теплообменных процессов в твердых многослойных объектах // Научная визуализация. Т. 1. С. 85–96.

Аристотель (1976) Сочинения : в 4 т. М. : Мысль. Т. 1. 550 с.

Ата-Мурадова, Ф. А. (1976) Отражение и эволюция мозга // Вопросы философии. № 3. С. 75–88.

Бом, Д. (1965) Квантовая физика. М. : Наука. 727 с.

Бранский, В. П. (1962) Философское значение «проблемы наглядности» в современной физике. Л. : Изд-во Ленинград. ун-та. 193 с.

Герцен, А. И. (1985) Сочинения : в 2 т. М. : Мысль. Т. 1. 592 с.

Гильберт, Д. (1948) Основания геометрии. М. ; Л. : ОГИЗ. 492 с.

Инишев, И. Н. (2012). «Иконический поворот» в теориях культуры и общества // Логос: философско-литературный журнал. Т. 85. № 1. С. 184–211.

Коршунова, Л. С. (1979) Воображение и его роль в познании. М. : Изд. Моск. ун-та. 144 с.

Любутин, К. Н., Пивоваров, Д. В. (1993) Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург : Изд. Урал. ун-та. 416 с.

Макулин А. В. (2017) Визиософия : в 2 ч. Архангельск : Изд-во Се-верного гос. мед. ун-та. Ч. 1. Око Линкея и щит Персея. 480 c.

Пирс, Ч. С. (2000) Избранные философские произведения. М. : Логос. 448 с.

Платон (1971) Сочинения : в 3 т. М. : Мысль. Т. 3. Ч. 1. 687 с.

Рассел, Б. (1957) Человеческое познание. Его сферы и границы. М. : Изд-во иностранной лит. 555 с.

Рахматуллин, Р. Ю. (2000) Онтологизированные образы в научном познании: генезис и функции : дис. … д-ра филос. наук. Уфа. 276 с.

Рахматуллин, Р. Ю. (2015) Визуализация как способ трансформации и развития научного знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 3–2 (53). С. 163–165.

Рахматуллин, Р. Ю., Семенова, Э. Р., Хамзина, Д. З. (2012) Понятие образа // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 12–2. С. 167–170.

Селье, Г. (1987) От мечты к открытию: Как стать ученым. М. : Прогресс. 368 с.

Степин, В. С. (1982) Структура теоретического знания и историко-научные реконструкции // Методологические проблемы историко-научных исследований / отв. ред. И. С. Тимофеев. М. : Наука. 361 с. С. 137–172.

Степин В. С. (2003) Теоретическое знание. М. : Прогресс-Традиция. 744 с.

Holt, R. R. (1964) Imagery: the Return of the Ostracized // American Psychologist. Vol. 19. № 4. P. 254–264.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.2.6

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru