«Гамлет» в отечественных фильмах-балетах: синтез балетной пластики и киноязыка

Наталия Сергеевна Шабалина

Аннотация


Статья посвящена воплощению «Гамлета» в российских фильмах-балетах. Тема интерпретации шекспировской трагедии в балете остается по-прежнему актуальной, проблемной и малоизученной. Нахождение новых, недоступных другим видам искусства средств выразительности для отражения конфликтов и философских смыслов пьесы является ключевым фактором при анализе работ.

Рассмотрены четыре фильма-балета, появившиеся в конце 1960-х — начале 1990-х годов: «Гамлет» В. Камкова и С. Евлахишвили (1969), «Размышления» Н. Долгушина и В. Шерстобитова (1971), «Гамлет» Н. Рыженко и Ф. Слидовкера, являющийся частью трилогии «Шекспириана» (1988), и «Размышление на тему. Гамлет» С. Воскресенской и С. Конончук (1991). Все фильмы-балеты рассматриваются в контексте культурно-исторического и художественного процесса. Выявлены кинематографические приемы, которые были использованы создателями фильмов-балетов, а также определены стилевая принадлежность балетов, основная идея, хореографическая драматургия. Показано, что киносредства создают дополнительные смысловые подтексты, помогают высветить отдельные сюжетные линии, по-новому актуализировать содержание трагедии.

Расширение диапазона интерпретаций от классического драмбалета, характерного для эпохи соцреализма, до современных прочтений «Гамлета» в стиле неоклассики свидетельствует о возникшем в 1990-х годах многообразии форм в отечественном театральном процессе.


Ключевые слова


«Гамлет»; У. Шекспир; фильм-балет; хореографическая драматургия; В. Камков; Н. Долгушин; Н. Рыженко; С. Воскресенская

Полный текст:

PDF

Литература


Ванслов, В. (1974) «Гамлету» в балете быть! // Советская музыка. № 3. С. 36–44.

Грант, Г. (2009) Практический словарь классического балета. М. : МГАХ ; РАТИГИТИС. 136 с.

Клейменова, М. (2008) Дух поиска // Танец. Спектакль. Жизнь. О жизни и творчестве Никиты Долгушина : сб. / сост., ред., пер. М. П. Иванов. СПб. : АКСУМ. 480 с. С. 69–70.

Красовская, В. М. (1985) Никита Долгушин. Л. : Искусство. 184 с.

Красовская, В. М. (1986) Шекспир в смене балетных эпох // Советский балет. № 1. С. 30–33.

Литвинская, Е. (1992) Трагедия Шекспира на телеэкране // Балет. № 1. С. 36–38.

Пастернак, Б. Л. (1989) Доктор Живаго : роман. М. : Советская Россия. 640 с.

Таршис, Н. А. Гамлет-Петрушка (2016) // «Гамлет» в эпоху режиссерского театра: эволюция образа : кол. монография / ред., сост. Д. Д. Кумукова. СПб. : РИИИ. 312 с. С. 295–301.

Фетисова, Е. (1991) «Какой там Гамлет…» // Телерадио-эфир. № 5. С. 56–57.

Чернова, Н. (1969) На экране — симфонический танец // Неделя. № 43. С. 7.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.1.21

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru