История образования в России: досоветский и советский периоды
Аннотация
В статье предпринята попытка раскрыть проблему соотношения эффективности образовательных реформ, проводимых в России, а также причин и факторов их возникновения. Период становления и развития образования до 1917 г. отражает личностный характер проводимых реформ, детерминированных деятельностью министров, возглавлявших ведомство народного просвещения в XIX–XX вв., а также общие закономерности и особенности реформистского способа обновления системы образования в соответствии со спецификой исторической эпохи. В последующий после 1917 г. период проводимые реформы в образовании носили государственно-общественный характер, поскольку их целью было воплощение в жизнь коллективных решений партийных съездов, направленных на развитие совершенно новой идеологически направленной советской системы образования.
Исследование опирается на аналитические материалы, содержащиеся в таких произведениях, как «Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просвещения. 1802–1902» (1902); «Очерки истории российского образования: К 200-летию Министерства образования Российской Федерации (2002); «Реформы в России с древнейших времен до конца XX в.» (2016).
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Богуславский, М. В. (2003) Образование // Новая российская энциклопедия : в 12 т. / редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Караев и др. М. : ООО «Издательство “Энциклопедия”». Т. 1. Россия. С. 624–640.
Вяземский, Е. Е. (2013) Образовательная политика постсоветской России и реформа общего исторического образования // Проблемы современного образования. № 3. С. 5–26.
Гордин, Л. Ю. (1977) О педагогических взглядах А. С. Макаренко // Макаренко, А. С. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / под ред. И. А. Каирова. М. : Педагогика. Т. 1. С. 252–279.
Днепров, Э. Д. (2011) Новейшая политическая история российского образования. М. : Мариос. 456 с.
Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просвещения. 1802–1902 (1902) / сост. С. В. Рождественский. СПб. : М-во народного просвещения. 785 с.
Ломоносов, М. В. (1991) О воспитании и образовании / сост. Т. С. Буторина. М. : Педагогика.
Очерки истории российского образования : К 200-летию Министерства образования Российской Федерации (2002) : в 3 т. М. : МГУП.
Реформы в России с древнейших времен до конца XX в. (2016) : в 4 т. / отв. ред. И. Н. Данилевский, В. В. Журавлев, А. Б. Каменский, В. В. Шелохаев. М. : Политическая энциклопедия.
Романюк, Л. В. (2002) Гуманистическая традиция как историко-педагогический феномен. Теоретико-методологический анализ. Киров : Изд-во Вятского государственного гуманитарного ун-та. 116 с.
Ситаров, В. А. (2004) Дидактика / под ред. В. А. Сластенина. М. : Издательский центр «Академия». 368 с.
Творения святаго отца нашего Кирилла, епископа Туровского (1880). Издание Преосвященного Евгения, епископа Минского и Туровского. Типография Киево-Печерской лавры. Киев.
Уваров, С. С. (1997) Письмо Николаю I // Новое литературное обозрение. № 26. С. 96–100.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.1.16
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/