История образования в России: досоветский и советский периоды

Вячеслав Алексеевич Ситаров

Аннотация


В статье предпринята попытка раскрыть проблему соотношения эффективности образовательных реформ, проводимых в России, а также причин и факторов их возникновения. Период становления и развития образования до 1917 г. отражает личностный характер проводимых реформ, детерминированных деятельностью министров, возглавлявших ведомство народного просвещения в XIX–XX вв., а также общие закономерности и особенности реформистского способа обновления системы образования в соответствии со спецификой исторической эпохи. В последующий после 1917 г. период проводимые реформы в образовании носили государственно-общественный характер, поскольку их целью было воплощение в жизнь коллективных решений партийных съездов, направленных на развитие совершенно новой идеологически направленной советской системы образования. 

Исследование опирается на аналитические материалы, содержащиеся в таких произведениях, как «Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просвещения. 1802–1902» (1902); «Очерки истории российского образования: К 200-летию Министерства образования Российской Федерации (2002); «Реформы в России с древнейших времен до конца XX в.» (2016).


Ключевые слова


история образования; история педагогики; реформы образования; история России; советская история; российское образование

Полный текст:

PDF

Литература


Богуславский, М. В. (2003) Образование // Новая российская энциклопедия : в 12 т. / редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Караев и др. М. : ООО «Издательство “Энциклопедия”». Т. 1. Россия. С. 624–640.

Вяземский, Е. Е. (2013) Образовательная политика постсоветской России и реформа общего исторического образования // Проблемы современного образования. № 3. С. 5–26.

Гордин, Л. Ю. (1977) О педагогических взглядах А. С. Макаренко // Макаренко, А. С. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / под ред. И. А. Каирова. М. : Педагогика. Т. 1. С. 252–279.

Днепров, Э. Д. (2011) Новейшая политическая история российского образования. М. : Мариос. 456 с.

Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просвещения. 1802–1902 (1902) / сост. С. В. Рождественский. СПб. : М-во народного просвещения. 785 с.

Ломоносов, М. В. (1991) О воспитании и образовании / сост. Т. С. Буторина. М. : Педагогика.

Очерки истории российского образования : К 200-летию Министерства образования Российской Федерации (2002) : в 3 т. М. : МГУП.

Реформы в России с древнейших времен до конца XX в. (2016) : в 4 т. / отв. ред. И. Н. Данилевский, В. В. Журавлев, А. Б. Каменский, В. В. Шелохаев. М. : Политическая энциклопедия.

Романюк, Л. В. (2002) Гуманистическая традиция как историко-педагогический феномен. Теоретико-методологический анализ. Киров : Изд-во Вятского государственного гуманитарного ун-та. 116 с.

Ситаров, В. А. (2004) Дидактика / под ред. В. А. Сластенина. М. : Издательский центр «Академия». 368 с.

Творения святаго отца нашего Кирилла, епископа Туровского (1880). Издание Преосвященного Евгения, епископа Минского и Туровского. Типография Киево-Печерской лавры. Киев.

Уваров, С. С. (1997) Письмо Николаю I // Новое литературное обозрение. № 26. С. 96–100.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.1.16

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru