Феномен постправды: девальвация факта в медийном дискурсе
Аннотация
Статья посвящена теоретическому анализу и концептуализации феномена постправды. В 2016 г. составители Оксфордского словаря выбрали термин «постправда» словом года. В словарь оно вошло как прилагательное со значением «относящийся к или указывающий на обстоятельства, в которых объективные факты менее влиятельны в формировании общественного мнения, чем обращение к эмоциям и личным убеждениям (граждан)». Феномен постправды возникает в рамках избирательного процесса в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции) и находит выражение в неожиданном, непредсказуемом итоге выборов. Предпринятые исследования, в том числе социологические, показывают, что мы имеем дело с неким новым механизмом формирования общественного мнения.
У феномена постправды есть как политологический, так и коммуникативный аспект. Политологический аспект связан с так называемым стратегическим голосованием на выборах, когда избиратель руководствуется продуманной стратегией, основанной на его личных убеждениях. Коммуникативный аспект показывает, как эти убеждения формируются. Важную роль в этом процессе играет медийный нарратив, который все меньше отражает реальную политику. Постправда рассматривается как коммуникативный процесс, порождающий нарратив с определенными свойствами: отдельные факты и аналитические выводы обладают в нем меньшей убеждающей силой, чем готовые интерпретации. Эти интерпретации резонируют с личными убеждениями граждан и культивируются, в частности, в политизированных интернет-сообществах.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Голосов, Г. (2017) The Great Debate: Зачем политике наука? [Электронный ресурс] // Полит.Ру. URL: http://polit.ru/article/2017/04/29/golosov (дата обращения: 13.05.2018).
Дзялошинский, И. М. (2004) Пропаганда и информация: материалы к обсуждению проблемы // Формула общественного доверия: информация + пропаганда? Специальный выпуск бюллетеня «Право знать: история, теория, практика» / под ред. И. М. Дзялошинского. М. : Правозащитный фонд «Комиссия по свободе доступа к информации». 124 с. С. 8–46.
Дюверже, М. (2000) Политические партии. М. : Академический проект. 538 с.
Art of the lie (2016) // The Economist. Sept 10. P. 11.
Boston, R. (2015) Humanists and the Rise of “Post-Truth America” [Электронный ресурс] // The Humanist. December 22. URL: https://thehumanist.com/magazine/january-february-2016/church-state/humanists-rise-post-truth-america (дата обращения: 15.05.2018).
Chernenko, J. (2017) Political Storytelling in Digital Culture: A Tool for Post-Truth Politics? // Communications. Media. Design. Vol. 2 (1). Р. 77–88.
Combating Fake News: An Agenda for Research and Action (2017, conference proceedings) (2017) [Электронный ресурс] // Shorenstein Center, Harvard Kennedy School. URL: https://shorensteincenter.org/combating-fake-news-agenda-for-research (дата обращения: 10.03.2018).
Corner, J. (2017) Fake news, post-truth and media-political change // Media, Culture & Society. Vol. 39 (7). Р. 1100–1107.
Davies, W. (2016) The Age of Post-Truth Politics [Электронный ресурс] // The New York Times. Aug 24. URL: https://www.nytimes.com/2016/08/24/opinion/campaign-stops/the-age-of-post-truth-politics.html (дата обращения: 16.05.2018).
Freedland, J. (2016) Post-truth politicians such as Donald Trump and Boris Johnson are no joke [Электронный ресурс] // The Guardian. May 13. URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2016/may/13/boris-johnson-donald-trump-post-truth-politician (дата обращения: 16.05.2018).
Goodley, S. (2017) Brexit: the price of post-truth pounds in our pockets [Электронный ресурс] // The Guardian. Feb 12. URL: https://www.theguardian.com/business/2017/feb/12/harold-wilson-pound-in-your-pocket-sterling-inflation (дата обращения: 16.05.2018).
Keyes, R. (2004) The Post-Truth Era: Dishonesty and Deception in Contemporary Life. New York : St. Martin's Press. 320 p.
Kılıçkaya, B. (2017) French Elections: Being an Outsider in a Post-Truth World. [Электронный ресурс] // The New Turkey. April 23. URL: http://thenewturkey.org/french-elections-being-an-outsider-in-a-post-truth-world (дата обращения: 18.05.2018).
Meraz, Sh. (2014) Media Agenda Setting in a Competitive and Hostile Environment: The Role of Sources in Setting Versus Supporting Topical Discussant Agendas in the Tea Party Patriots' Facebook Group // Agenda Setting in a 2.0 World: New Agendas in Communication / ed. by Thomas J. Johnson. New York : Routledge. 289 p. Pp. 1–28.
Modreanu, S. (2017) The Post-Truth Era? // Human and Social Studies. Vol. 6 (3). P. 7–9.
New Media, Old Media: How Blogs and Social Media Agendas Relate and Differ from the Traditional Press (2010) [Электронный ресурс] // Pew Research Center. URL: http://www.journalism.org/2010/05/23/new-media-old-media (дата обращения: 17.03.2018).
Roberts, D. (2010) Post-truth politics [Электронный ресурс] // Grist. April 1. URL: http://grist.org/article/2010-03-30-post-truth-politics (дата обращения: 16.05.2018).
Word of the Year 2016 is... (2016) [Электронный ресурс] // English Oxford Living Dictionaries. URL: https://en.oxforddictionaries.com/word-of-the-year/word-of-the-year-2016 (дата обращения: 17.03.2018).
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.1.14
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/