История искусства в границах визуального архива: Аби Варбург и Андре Мальро
Аннотация
Эпоха технического репродуцирования ставит перед исследователем проблему представления информации об искусстве. Поиск методологических ключей к анализу неисчислимого множества аналоговых и цифровых копий художественных памятников актуализирует поставленную М. Фуко в рамках археологии знания проблему архива. Концептуализация искусства как архива была обозначена представителями визуальных исследований (Visual Studies), которые показали, что история искусства, осмысленная как архив, представляет собой визуальный конструкт, отражающий особенности культурного сознания и рождающий новые уровни интерпретации художественных памятников. В статье проблематизируются возникшие в ХХ в. архивы искусства, которые были связаны с осмыслением роли фотографии.
Наиболее важными примерами работы модернистского сознания с архивом искусства являются серия панелей с фотографиями художественных памятников Аби Варбурга, названная автором Атласом «Мнемозина», и богато иллюстрированные альбомы репродукций мирового искусства под общим названием «Воображаемый музей» Андре Мальро.
Эти архивы могут быть оценены как ментальное пространство, в котором знаки артефактов включаются в виртуальные связи и формируют новые ценностные смыслы. Утрата подлинности и деконтекстуализация произведений искусства компенсированы созданием смыслопорождающих контекстов, отразивших новые алгоритмы конструирования исторического знания. Являясь противоположностями как в содержательном, так и в структурно-семантическом плане, Атлас и Альбом представили две пространственно-временные модели формирования исторических знаний и восприятия искусства. Если Атлас сформировал модернистскую исследовательскую парадигму искусства, то Альбом знаменовал рождение нового образа истории искусства в широком культурном пространстве. Предпринятый анализ показал, что и Атлас, и Альбом могут быть определены как визуальные конструкты, позволяющие характеризовать историческую модель видения.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Мальро, А. (2012) Голоса безмолвия. СПб. : Наука. 871 с.
Манович, Л. (2017) Музей без стен, история искусств без имен // Манович Л. Теории софт-культуры. М. : Красная ласточка. 208 с. С. 95–129.
Торопыгина, М. Ю. (2012) Атлас «Мнемозина». Non finitо в истории искусства // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. ст. / под ред. А. В. Захаровой. СПб. : НП-Принт. Вып. 2. 584 с. С. 314–320.
Фостер, Х., Краусс, Р., Буа, И.-А., Бухло, Б. Д., Джослит, Д. (2015) Искусство 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. М. : Ad Marginem Press. 816 с.
Фуко, М. (2012) Археология знания. СПб. : Издательский центр «Гуманитарная Академия». 416 с.
Daston, L., Galison, P. (2012) Objectivité. Paris : Les Presses du Réel. 576 p., ill.
Didi-Huberman, G. (2011) Atlas ou le gai savoir inquiet. L'Oeil de l'Histoire, 3. Paris : Les Editions de Minuit. 384 p.
Didi-Huberman, G. (2013) Phale`nes. Essais sur l’apparition, 2. Paris : Les Editions de Minuit. 400 p.
Grasskamp, W. (2016) The book on the floor: Andre Malraux and the Imaginary Museum. Los Angeles : Getty Research Institute. 232 p.
Malraux, A. (1947) Psychologie de l’art. V. 1. Le musée imaginaire. Paris : Albert Skira. 155 p.
Malraux, A. (2004) Les voix du silence // Malraux A. Ecrits sur l’art. Paris : Editions Gallimard. 1680 р. Р. 203–900.
Stéphane, R. (1984) André Malraux, entretiens et précisions. Paris : Editions Gallimard. 176 р.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.4.13
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/