Прусское влияние на формирование японской государственности периода Реставрации Мэйдзи 1868–1888 гг.

Вячеслав Иванович Балакин

Аннотация


Во внутренней политике современной Японии заметно не только влияние неоконфуцианских догматов, но и германской трактовки идеи централизованной государственности. Это восходит к годам правления императора Мэйдзи (1868–1912), когда японская элита заинтересовалась идеями прусского канцлера Отто фон Бисмарка. Период Мэйдзи ознаменовался и началом становления Японской империи в качестве великой мировой державы с приматом национальных интересов.

Реставрация Мэйдзи должна была стимулировать преодоление раздробленности страны. В работе над японской конституцией активное участие принимали немецкие правоведы. Правящая японская элита оказалась весьма восприимчива к германской идее создания в Японии жесткой авторитарной системы правления, подкрепленной конкретными рекомендациями идеологического характера.

Помимо этого, проводилась военная реформа. Прусская идеологическая доктрина военной службы во имя императора послужила весьма удобной формой, реальным содержанием которой стало развивающееся эффективное диалектическое единство традиционных синтоистских ценностей и неоконфуцианских моральных норм.

Японская школа этого периода стала основой формирования новой государственности со своими национальными особенностями, но детально скопировавшей сложившийся прусский педагогический опыт.

Глубокая «прививка» прусского опыта и сокрушительное поражение во Второй мировой войне сыграли свою заметную роль с точки зрения того, что снова, как и в период Реставрации Мэйдзи, предоставили шанс Японии найти собственный неповторимый путь национального возрождения. В отличие от Германии, в Японии постепенно набирала силу тенденция непременно вернуть себе «нормальное государство». Поэтому сегодня вновь повсеместно возрастает интерес к философским ценностям периода Реставрации Мэйдзи.

Ключевые слова


Япония; история Японии; государственность; Реставрация Мэйдзи; Германия; Отто фон Бисмарк

Полный текст:

PDF

Литература


Ouchi Koichi (2010) Doitsu jiyusyugi 1881–84 nen // Waseda daigakuyin Zasshi № 7. P. 19–31. (In Japanese).

Farkas, M. I. (2016) Reconstructing Tradition. Debate on “Invented Tradition” in the Japanese Modernization // Acta Asiatica Varsoviensia. № 29. P. 30–46.

Hopp, A. (2015) Warum Bismarck? Aus Politik und Zeitgeschichte. Publikationsversand der Bundeszentrale für politische Bildung. Rostock. 40 s. (In Germ.)

Jacobi, J., Weimer, H. (1992) Geschichte der Pädagogik. Universität Potsdam Verlag. Berlin. 232 s. (In Germ.)

Kiyota, M. (2017) Meiji Buddhism: Religion and Patriotism // Asian Studies Journal. № 2. P. 49–58.

Lappenküper, U. (2015) Otto von Bismarck und Emma Metzler 1851–1880. Bankhistorisches Archiv 41. Berlin : Franz Steiner Verlag. 20 s. (In Germ.)

Matsumura, M. (2008) The Japanese State Identity as a Grand Strategic Imperative. Osaka : Momoyama Gakuin Daigaku Syuppan. 28 p.

Mitsuya, H. (2014) Meiji yishin-ni okeru “kōgi” to “shidō” // Meiji daigaku Zasshi № 1. P. 107–116. (In Japanese)

Nimiya, T. (2016) Nihongun no toyō jōriku sakusen // Boei daigaku kenkyusyo Zasshi. P. 97–125. (In Japanese)

Ono, S. (2006) Das Japanische Recht und der Code Civil als Modell der Rechtsvergleihung // Hititsubashi Journal of Law and Politics. № 34. S. 15–26. (In Germ.)

Osaragi, J. (2000) The Industrialization and Global Integration of Meiji Japan // Chapter 5. Toyo Keizai Shimposha Zasshi. № 4. P. 37–59.

Ōyama, H. (2005) Teikoku gikai no unei to kaigiroku-o megutte // Referensu siryo zasshi. Kokkai tosyokan. № 2. P. 32–50. 112 p. (In Japanese)

Riley, D. (2012) Property leading the people? // Chicago publications journal. № 5. P. 109–125.

Rots, A. P., Teeuwen, M. (2015) Introduction: Formations of the Secular in Japan // Japan Review. № 30. Special Issue. University of Oslo. 20 p.

Rowlinson, J. L. (1967) China’s Struggle for Naval Development 1839–1885 // Chap. VI. Harvard University Journal. № 2. P. 504–522.

Sasaki, A. (1984) Rochō kankei to Nissei sensō // Toyo Bunko. № 3. P. 127–150. (In Japanese)

Sunyoung, К. (2017) The istability of Japanese national identity and the advent of the new Meiji state. Hong Kong : Yonsei University. 25 p.

Takayanagi, N. (1987) Japan’s “Isolated Father of Philosophy: Nishi Amane and his “Tetsugaku” // Gakushuin kenkyu. № 1. P. 81–90.

Vogt, G., Holdgrün, Ph. (2013) Modernisierungsprozesse in Japan. München : IUDICIUM Verlag GmbH. 208 s. (In Germ.)




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.4.11

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru