Мифология лечения, ее спонсоры и протекторы

Дмитрий Александрович Трищенко

Аннотация


Современная система здравоохранения России ориентирована не на сохранение здоровья, а на лечение. Первостепенное внимание уделяется обеспечению населения лекарственными средствами и квалифицированной медицинской помощью. Поэтому рост рынка фармацевтических средств расценивается, скорее, положительно. Один из локомотивов этого рынка — реклама фармацевтических корпораций. Целью исследования является определение основной проблемы, которую заключает в себя телевизионная реклама лекарственных препаратов, обоснование возможности и необходимости более жесткого регулирования рекламы фармацевтических средств.

В исследовании отмечен опыт успешных законодательных ограничений рекламы потенциально небезопасных товаров, анализируется зависимость динамики рынка фармацевтических средств от рекламных усилий фармацевтических компаний, дается оценка результатов коммуникативного воздействия по продвижению лекарств на массовое сознание и рассматривается политика государства в сфере охраны здоровья и рекламы лекарственных средств.

Результаты исследования показали, что рост потребления лекарственных средств не оказывает положительного воздействия на уровень здоровья населения Российской Федерации. Благодаря увеличению рекламных бюджетов фармацевтических компаний, особенно на телевидении, происходит рост потребления прежде всего безрецептурных препаратов, граждане занимаются самолечением. В результате формируется лекарственно-зависимый потребитель. Государство не прилагает достаточных усилий для пропаганды здорового образа жизни, а законодательные инициативы, направленные на ограничение рекламы лекарств, не находят необходимой поддержки.

Ключевые слова


здравоохранение; здоровый образ жизни; фармацевтический рынок; реклама; государственное регулирование рекламы; мифология лечения

Полный текст:

PDF

Литература


Федеральный закон от 18.07.2011 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” и отдельные законодательные акты» (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116959/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7 (дата обращения: 17.12.2017).

Федеральный закон от 20.08.2004 № 115-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона “О рекламе”» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48945 (дата обращения: 17.12.2017).

Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_58968 (дата обращения: 17.12.2017).

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895 (дата обращения: 17.12.2017).

Белова, Н. И. (2013) Формирование здорового образа жизни населения в рамках института здравоохранения: состояние, противоречия, проблемы // Вестник РГГУ. Серия: Философия, социология, искусствоведение. № 2 (103). С. 80–86.

В Госдуму внесен законопроект о запрете рекламы лекарств в СМИ (2009) [Электронный ресурс] // Ведомости. 28 октября. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2009/10/28/v-gosdumu-vnesen-zakonoproekt-o-zaprete-reklamy-bad-v-smi (дата обращения: 17.12.2017).

Веселов, С. В. (2011) Рекламный рынок России: итоги десятилетия, итоги года / Российский рекламный ежегодник 2010 [Электронный ресурс] // Ассоциация коммуникационных агентств России. URL: http://www.akarussia.ru/download/rre10.pdf (дата обращения: 17.12.2017).

Госдума отклонила законопроект о запрете рекламы лекарств в неспециализированных СМИ (2014) [Электронный ресурс] // Росбалт.RU. 14 мая. URL: http://www.rosbalt.ru/main/2014/05/14/1268296.html (дата обращения: 17.12.2017).

Григорян, А., Аветисян, Р. (2015) Рекламу лекарств предлагают запретить [Электронный ресурс] // Известия. 8 сентября. URL: https://iz.ru/news/590869 (дата обращения: 17.12.2017).

Динамика официального курса заданной валюты [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской Федерации. URL: https://www.cbr.ru/currency_base/dynamics.aspx?VAL_NM_RQ=R01235&date_req1=01.01.2006&date_req2=02.12.2017&rt=1&mode=1 (дата обращения: 17.12.2017).

Домброва, Е. (2017) Потребление пива в России стало в 2,5 раза ниже, чем в Чехии, и продолжает падать [Электронный ресурс] // Деловой Петербург. 21 ноября. URL: https://www.dp.ru/a/2017/11/21/Potreblenie_piva_snizhaets (дата обращения: 17.12.2017).

Заболеваемость населения по основным классам болезней в 2000–2015 гг. [Электронный ресурс] // Россия в цифрах 2017. Краткий статистический сборник. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/# (дата обращения: 17.12.2017).

Законопроект № 309127-6 «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона “О рекламе” и статью 67 Федерального закона “Об обращении лекарственных средств”» (в части рекламы лекарственных препаратов, медицинских изделий, медицинских услуг и методов лечения) [Электронный ресурс] // Государственная дума. Официальный сайт. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=309127-6&02 (дата обращения: 17.12.2017).

Законопроект о запрете рекламы лекарственных средств не нашел поддержки правительства (2013) [Электронный ресурс] // Клиническая фармация. 31 марта. URL: http://clinical-pharmacy.ru/digest/zakon/2973-zakonoproekt-o-zaprete-reklamy-lekarstvennyh-sredstv-ne-nashel-podderzhki-pravitelstva.html (дата обращения: 17.12.2017).

Индексы потребительских цен на товары и услуги, процент, Российская Федерация, период с начала отчетного года в % к соответствующему периоду предыдущего года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi (дата обращения: 17.12.2017).

Ионова, Ю. Б., Карпушкин, А. Ю., Омахель, М. А. (2014) Телерекламный рынок. Итоги олимпийского года // Российский рекламный ежегодник 2014 [Электронный ресурс] // Ассоциация коммуникационных агентств России. URL: http://www.akarussia.ru/download/rre14.pdf (дата обращения: 17.12.2017).

Исполнение бюджета Минздрава Российской Федерации в 2015 году [Электронный ресурс] // Министерство здравоохранения Российской Федерации URL: https://www.rosminzdrav.ru/opendata/7707778246-ispolneniebudgeta2015/visual (дата обращения: 17.12.2017).

Карпушкин, А. Ю., Омахель, М. А. (2017) Российский телерекламный рынок в 2016 году: больше, чем ожидали // Российский рекламный ежегодник 2016 [Электронный ресурс] // Ассоциация коммуникационных агентств России. URL: http://www.akarussia.ru/download/rre17.pdf (дата обращения: 17.12.2017).

Леванов, А. (2014) А мужики-то и не знают! Обзор российского рынка пива [Электронный ресурс] // Российский продовольственный рынок. URL: http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=2032 (дата обращения: 17.12.2017).

Музыко, В. А., Михеева, Л. С. (2013) Изменение товарной структуры на рекламном рынке России (2008–2012 гг.) // Российский рекламный ежегодник 2013 [Электронный ресурс] // Ассоциация коммуникационных агентств России. URL: http://www.akarussia.ru/download/rre13.pdf (дата обращения: 17.12.2017).

Музыко, В. А., Михеева, Л. С. (2014) Изменение товарной структуры на рекламном рынке России (2009–2013 гг.) // Российский рекламный ежегодник 2014 [Электронный ресурс] // Ассоциация коммуникационных агентств России. URL: http://www.akarussia.ru/download/rre14.pdf (дата обращения: 17.12.2017).

Никитина, Т. И., Никитин, А. А. (2015) Роль средств массовой информации как инструмента информационной поддержки государственной информационной политики в сфере здравоохранения при популяризации здорового образа жизни // Информационное поле современной России: практики и эффекты : сб. ст. XII Международной научно-практической конференции / науч. ред. В. З. Гарифуллин ; под. ред. Р.П. Баканова. Казань : Издательство Казанского (Приволжского) федерального университета. 490 с. С. 462–469.

Пивное дело 4/2004. Российский рынок пива [Электронный ресурс] // Пивное дело. Международный аналитический журнал. URL: http://www.pivnoe-delo.info/pivnoe-delo-42004-rossijskij-rynok-piva (дата обращения: 30.01.2018).

Пивоваренная промышленность. Отраслевой обзор, ЗАО «РосБизнесКонсалтинг». 2000 [Электронный ресурс] // Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» URL: http://ecsocman.hse.ru/text/17064770.html (дата обращения: 30.01.2018).

Реклама лекарств должна быть полностью запрещена, считает Беляков [Электронный ресурс] // Сетевое издание РИА Новости. URL: https://ria.ru/society/20130704/947499461.html (дата обращения: 30.01.2018).

Реклама на телевидении. Россияне рассказывают о своем отношении к телевизионной рекламе (2014) [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение». 23 июля. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/11625 (дата обращения: 17.12.2017).

Российская реклама-99. Состояние. Тенденции. Особенности. Годовой доклад Рекламного совета России (2000) [Электронный ресурс] // Ассоциация коммуникационных агентств России. URL: http://www.akarussia.ru/download/rre99.pdf (дата обращения: 30.01.2018).

Российский рекламный ежегодник 2004 [Электронный ресурс] // Ассоциация коммуникационных агентств России. URL: http://www.akarussia.ru/download/rre04.pdf (дата обращения: 30.01.2018).

Секарева, И. В. (2011) Рекламные и телевизионные мифы как форма манипуляции сознанием // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 241–243.

Статистика по российскому рекламному рынку (2016) / Российский рекламный ежегодник 2016 [Электронный ресурс] // Ассоциация коммуникационных агентств России. URL: http://www.akarussia.ru/download/rre17.pdf (дата обращения: 17.12.2017).

Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад (2011). М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. 102 с.

Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад (2013). М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. 100 с.

Телевидение в России: состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад (2014). М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. 91 с.

Фармацевтическая реклама по итогам 2014 г. (2015) // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. № S13. С. 209–213.

Фармацевтический рынок России. Выпуск: Годовой отчет 2013 г. [Электронный ресурс] // DSM Group. URL: http://dsm.ru/docs/analytics/dsm_report2013.pdf (дата обращения: 24.12.2017).

Фармацевтический рынок России. Итоги 2006 г. [Электронный ресурс] // DSM Group. URL: http://www.dsm.ru/docs/analytics/pharma_2006_rus.pdf (дата обращения: 24.12.2017).

Фармацевтический рынок России. Итоги 2011 г. [Электронный ресурс] // DSM Group. URL: http://www.dsm.ru/docs/analytics/dsm_11.pdf (дата обращения: 24.12.2017).

Фармацевтический рынок России. Итоги 2012 г. [Электронный ресурс] // DSM Group. URL: http://www.dsm.ru/docs/analytics/godovoy_othet_cd_2012.pdf (дата обращения: 24.12.2017).

Фармацевтический рынок России. Итоги 2014 г. [Электронный ресурс] // DSM Group. URL: http://www.dsm.ru/docs/analytics/dsm_report_2014_22_06_rus_3.pdf (дата обращения: 24.12.2017).

Фармацевтический рынок России. Итоги 2015 г. [Электронный ресурс] // DSM Group. URL: http://www.dsm.ru/docs/analytics/Annual_report_2015_DSM_web.pdf (дата обращения: 24.12.2017).

Фармацевтический рынок России. Итоги 2016 г. [Электронный ресурс] // DSM Group. URL: http://dsm.ru/docs/analytics/Annual_Report_2016_rus.pdf (дата обращения: 24.12.2017).

Хабриев Р. У., Линденбратен, А. Л., Комаров, Ю. М. (2014) Стратегия охраны здоровья населения как основа социальной политики государства // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. № 3. С. 3–5.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.4.5

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru