Стыд и моральная ответственность организованных коллективов
Аннотация
Цель данной статьи — выявить место моральной эмоции стыда в механизмах моральной ответственности организованных коллективов (бизнес-корпораций, самоуправляющихся ассоциаций, государственных организаций). В своих ретроспективных проявлениях моральная ответственность тесно связана с осуждением нарушителя нравственной нормы. Нарушитель подлежит внешнему осуждению, но и от него самого также ожидается осуждение совершенного им поступка. Признаком подлинности самоосуждения принято считать наличие негативных эмоций самооценки, таких как вина и стыд.
В рамках данного исследования используется такое понимание стыда, при котором он является негативной эмоцией, возникающей на фоне действительной или потенциальной осведомленности других людей о совершенном нарушении и сосредоточенной на проявившемся в поступке моральном качестве личности нарушителя. Вина, в свою очередь, не обусловлена внешними факторами и сосредоточена на моральном качестве самого действия и его последствий. Организованные коллективы можно рассматривать в качестве деятелей, способных нести моральную ответственность в силу наличия у них внутренних структур принятия решений (термин П. Френча). К примеру, решения бизнес-корпорации можно отграничить от решений ее менеджеров, не выражающих намерений организованного коллектива. Существенным затруднением для признания таких коллективов ответственными моральными деятелями является отсутствие у них аффективной составляющей поведения: тот, кто не способен осуждать себя в эмоциональных формах, не подлежит моральному осуждению. Однако более глубокий анализ свойств организованного коллектива позволяет утверждать, что он обладает функциональными аналогами или субститутами эмоций самооценки. При этом они гораздо больше похожи на индивидуальный стыд, чем на индивидуальную вину. Организованный коллектив способен как выражать стыд, так и опасаться стыда. Эта его особенность должна найти отражение в системе наказания бизнес-корпораций. В их отношении уместно использовать так называемые пристыжающие санкции, наносящие удар по корпоративной репутации.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Бенедикт, Р. (2004) Хризантема и меч: Модели японской культуры. М. : РОССПЭН. 256 с.
Джекет, Дж. (2016) Зачем нам стыд? Человек vs. общество. М. : Альпина нон-фикшн. 244 с.
Прокофьев, А. В. (2017) Социализированная и десоциализированная концепции стыда: их специфика и возможности соединения // Философия и общество. № 2 (83). С. 68–86.
Bjornsson, G., Hess, K. (2017) Corporate Crocodile Tears? On the Reactive Attitudes of Corporate Agents // Philosophy and Phenomenological Research. Vol. XCIV. №. 2. P. 273–298.
Bratman, M. (1987) Intention, Plans, and Practical Reason. Cambridge : Harvard University Press. 200 p.
Corlett, A. J. (2013) Responsibility and Punishment. Dordrecht : Springer. 266 p.
De George, R. (1986) Corporations and Morality // Shame, Responsibility, and the Corporation / Ed. by H. Curtler. N. Y. : Haven Publications. P. 59–75.
Deonna, J. A., Rodogno, R, Teroni, F. (2012) In Defense of Shame: the Faces of an Emotion. N. Y. : Oxford University Press. 288 p.
French, P. A. (1984) Collective and Corporate Responsibility. N. Y. : Columbia University Press. 215 p.
French, P. A. (1985) The Hester Prynne Sanction // Business & Professional Ethics Journal. Vol. 4. № 2. P. 19–38.
French, P. A. (1991) Corporate Crimes and Innovative Punishments // Coordination of Social Values / Ed. by K. Koford and J. Miller. Ann Arbor : University of Michigan Press. P. 203–220.
French, P. A. (1992) Responsibility Matters. Lawrence : University Press of Kansas. 229 p.
French, P. A. (1995) Corporate Ethics. Fort Wotrh : Harcourt Brace College Publishers. 380 p.
French, P. A. (2011) War and Moral Dissonance. Cambridge : Cambridge University Press. 343 p.
French, P. A. (2012) Corporate Affectivity and Membership in the Moral Community (presentation at Oxford University) [Электронный ресурс] // Slideplayer.com. URL: http://slideplayer.com/slide/1412408 (дата обращения: 10.01.2018).
Gilbert, M. (2002) Collective Guilt and Collective Guilt Feelings // Journal of Ethics. Vol. 6. № 2. P. 115–143.
Haney, M. (2004) Corporate Loss of Innocence for the Sake of Accountability // The Journal of Social Philosophy. Vol. 35. № 3. P. 391–412.
Sepinwall, A. J. (2017) Blame, Emotion, and the Corporation // The Moral Responsibility of Firms / Ed. by E. W. Orts and N. Craig Smith. Oxford : Oxford University Press. P. 143–168.
Scheff, T. J. (2003) Shame in Self and Society // Symbolic Interaction. Vol. 26. № 2. P. 239–262.
Strawson, P. F. (2008) Freedom and Resentment and Other Essays. N. Y. : Routledge. 288 p.
Tangney, J. P., Dearing, R. L. (2002) Shame and Guilt. N. Y. : Guilford Press. 272 p.
Tollefsen, D. P. (2008) Affectivity, Moral Agency, and Corporate-Human Relations // APA Newsletters. Newsletter on Philosophy and Law. Vol. 7. № 2. P. 9–13.
Tollefsen, D. P. (2015) Groups as Agents. Malden : Polity. 153 p.
REFERENCES
Benedict, R. (2004) Khrizantema i mech: Modeli iaponskoi kul'tury. Moscow, ROSSPEN publ. 256 p. (In Russ.)
Jacquet, G. (2016) Zachem nam styd? Chelovek vs. obshchestvo. Moscow, Al'pina non-fikshn publ. 244 p. (In Russ.)
Prokofyev, A. V. (2017) Sotsializirovannaia i desotsializirovannaia kontseptsii styda: ikh spetsifika i vozmozhnosti soedineniia. Filosofiia i obshchestvo, no. 2 (83), pp. 68–86. (In Russ.)
Bjornsson, G. and Hess, K. (2017) Corporate Crocodile Tears? On the Reactive Attitudes of Corporate Agents. Philosophy and Phenomenological Research, vol. XCIV, no. 2, pp. 273–298.
Bratman, M. (1987) Intention, Plans, and Practical Reason. Cambridge, Harvard University Press. 200 p.
Corlett, A. J. (2013) Responsibility and Punishment. Dordrecht, Springer. 266 p.
De George, R. (1986) Corporations and Morality. Shame, Responsibility, and the Corporation, ed. by H.Curtler. New York, Haven Publications. Pp. 59–75.
Deonna, J. A., Rodogno, R. and Teroni, F. (2012) In Defense of Shame: the Faces of an Emotion. New York, Oxford University Press. 288 p.
French, P. A. (1984) Collective and Corporate Responsibility. New York, Columbia University Press. 215 p.
French, P. A. (1985) The Hester Prynne Sanction. Business & Professional Ethics Journal, vol. 4, no. 2, pp. 19–38.
French, P. A. (1991) Corporate Crimes and Innovative Punishments. In: Coordination of Social Values, ed. by K. Koford and J. Miller. Ann Arbor, University of Michigan Press, pp. 203–220.
French, P. A. (1992) Responsibility Matters. Lawrence, University Press of Kansas. 229 p.
French, P.A. (1995) Corporate Ethics. Fort Wotrh, Harcourt Brace College Publishers. 380 p.
French, P. A. (2011) War and Moral Dissonance. Cambridge, Cambridge University Press. 343 p.
French, P. A. (2012) Corporate Affectivity and Membership in the Moral Community (presentation at Oxford University). Slideplayer.com [on-line] Available at: http://slideplayer.com/slide/1412408 (accessed 10.01.2018).
Gilbert, M. (2002) Collective Guilt and Collective Guilt Feelings. Journal of Ethics, vol. 6, no 2, pp. 115–143.
Haney, M. (2004) Corporate Loss of Innocence for the Sake of Accountability. The Journal of Social Philosophy, vol. 35, no 3, pp. 391–412.
Sepinwall, A. J. (2017) Blame, Emotion, and the Corporation. The Moral Responsibility of Firms, ed. by E. W. Orts and N. Craig Smith. Oxford, Oxford University Press, pp. 143–168.
Scheff, T. J. (2003) Shame in Self and Society. Symbolic Interaction, vol. 26, no. 2, pp. 239–262.
Strawson, P. F. (2008) Freedom and Resentment and Other Essays. New York, Routledge. 288 p.
Tangney, J. P. and Dearing R.L. (2002) Shame and Guilt. New York, Guilford Press. 272 p.
Tollefsen, D. P. (2008) Affectivity, Moral Agency, and Corporate-Human Relations. APA Newsletters. Newsletter on Philosophy and Law, vol. 7, no. 2, pp. 9–13.
Tollefsen, D. P. (2015) Groups as Agents. Malden, Polity. 153 p.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.3.7
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/