Проблема оценки эффективности социального взаимодействия
Аннотация
Отмечается, что взаимодействие де-факто является одной из базовых категорий социальной психологии. Предпринимается попытка определить место социального взаимодействия в ряду категорий: деятельность, общение, отношения. Автором предлагается теоретическая модель социального взаимодействия. В структуре социального взаимодействия выделяется три уровня анализа: микроуровень, мезоуровень и макроуровень. На микроуровне анализируется единица социального взаимодействия — элементарное социальное взаимодействие — пара сопряженных социальных действий субъектов. На мезоуровне социальное взаимодействие представлено ситуацией взаимодействия — совокупностью элементарных социальных взаимодействий. Макроуровень уровень складывается из совокупности всех ситуаций взаимодействия между субъектами. Формируются устойчивые взаимосвязи между субъектами — определенные отношения между ними. Предлагается теоретический подход к оценке эффективности социального взаимодействия. Подчеркивается важность учета субъективной оценки эффективности социального взаимодействия: рациональной оценки достигнутых результатов взаимодействия; оценки эмоциональных переживаний, связанных с данным взаимодействием; ценностно-смыслового компонента — удовлетворенности процессом и результатом социального взаимодействия; оценки перспектив данного взаимодействия, готовности прилагать усилия для развития отношений между участниками взаимодействия.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Вавакина, Т. С. (2018) Отношения партнерства в деловой и личной сферах жизни человека: удовлетворенность и успешность // Человеческий фактор: Социальный психолог. № 1 (35). С. 239–246.
Вавакина, Т. С., Позняков, В. П. (2014а) Психологические факторы эффективности делового партнерства // Прикладная юридическая психология. № 2. С. 113–124.
Вавакина, Т. С., Позняков, В. П. (2014b) Отношение предпринимателей к принципам и нормам социального взаимодействия и оценка эффективности делового партнерства // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 158–168.
Вебер, М. (1990) Избранные произведения. М. : Прогресс. 808 с.
Журавлев, А. Л. (2005) Психология совместной деятельности. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 640 с.
Ломов, Б. Ф. (1981) К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. Т. 2. № 5. С. 3–22.
Ломов, Б. Ф. (1984) Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Наука. 444 с.
Позняков, В. П. (2013) Развитие теории отношений в современной отечественной социальной психологии // Психологический журнал. Т. 34. № 4. С. 30–35.
Позняков, В. П., Вавакина, Т. С. (2009) Деловое партнерство как одна из форм деловой активности предпринимателей // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 36–43.
Позняков, В. П., Вавакина, Т. С. (2011) Типы психологического отношения российских предпринимателей к деловому партнерству // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 100–104.
Позняков, В. П., Вавакина, Т. С. (2016) Психология делового партнерства: теория и эмпирические исследования. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 320 с.
Позняков, В. П., Груздева, Е. А. (2013) Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 226–235.
REFERENCES
Vavakina, T. S. (2018) Otnosheniya partnerstva v delovoy i lichnoy sferah zhizni cheloveka: udovletvorennost i uspeshnost. Chelovecheskiy faktor: Sotsialnyiy psiholog, no. 1 (35), pp. 239–246. (In Russ.).
Vavakina, T. S. and Poznyakov, V. P. (2014a) Psihologicheskie faktoryi effektivnosti delovogo partnerstva. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya, no. 2, pp. 113–124. (In Russ.).
Vavakina, T. S. and Poznyakov, V. P. (2014b) Otnoshenie predprinimateley k printsipam i normam sotsialnogo vzaimodeystviya i otsenka effektivnosti delovogo partnerstva. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 158–168. (In Russ.).
Veber, M. (1990) Izbrannyie proizvedeniya. Moscow, Progress Publ. 808 р. (In Russ.).
Zhuravlev, A. L. (2005) Psihologiya sovmestnoy deyatelnosti. Moscow, Institute of Psychology of RAS Publ. 640 р. (In Russ.).
Lomov, B. F. (1981) K probleme deyatelnosti v psihologii. Psihologicheskiy zhurnal, vol. 2, no. 5, pp. 3–22. (In Russ.).
Lomov, B. F. (1984) Metodologicheskie i teoreticheskie problemyi psihologii. Moscow, Nauka Publ. 444 р. (In Russ.).
Poznyakov, V. P. (2013) Razvitie teorii otnosheniy v sovremennoy otechestvennoy sotsialnoy psihologii. Psihologicheskiy zhurnal, vol. 34, no. 4, pp. 30–35. (In Russ.)
Poznyakov, V. P. and Vavakina, T. S. (2009) Delovoe partnerstvo kak odna iz form delovoi aktivnosti predprinimatelei [Business partnership as one of the forms of business activity of the enterprises]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 36–43. (In Russ.).
Poznyakov, V. P. and Vavakina, T. S. (2011) Tipyi psihologicheskogo otnosheniya rossiyskih predprinimateley k delovomu partnerstvu. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 100–104. (In Russ.).
Poznyakov, V. P. and Vavakina, T. S. (2016) Psihologiya delovogo partnerstva: teoriya i empiricheskie issledovaniya. Moscow, Institute of Psychology of RAS Publ. 320 р. (In Russ.)
Poznyakov, V. P. and Gruzdeva, E. A. (2013) Social’no-psichologicheskie factory otvetstvennogo otnosheniia predprinimatelei k drugim uchastnikam delovogo vzaimodeistviia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 226–234. (In Russ.).
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.3.20
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/