Социально-психологический подход к исследованию социальной активности молодежи

Екатерина Светославовна Балабанова

Аннотация


Социально-психологический подход к исследованию феномена социальной активности молодежи основан на понимании значимости условий социальной среды, включенности молодежи в социальные группы и опыта организации совместной жизнедеятельности для определения психологического содержания и структуры социальной активности школьников и студентов. В исследовании психологических особенностей социальной активности молодежи разных социальных групп единицами анализа выступают представления о социальной активности, отношение к разным видам и формам социальной активности, уровни проявления социальной активности, а также ценностные ориентации молодежи, направленность личности и мотивы социальной активности.

Материалом для анализа выступили результаты авторских эмпирических исследований, которые проводились в 2014–2017 гг. среди учащихся школ и вузов г. Москвы.

Представления молодежи о социальной активности обусловлены формами и видами социальной деятельности, которые практикуются в молодежных объединениях и образовательных организациях, а также сферами жизнедеятельности социальных групп. Факторами, определяющими уровень социальной активности молодежи, выступают инициативность, интерес к деятельности, ее вид, знания, навыки и умения в этом виде деятельности, наличие организаторских способностей. Инициативность рассматривается как интегральное качество личности лидера, а его ценностные ориентации и направленность личности как характеристики, определяющие вектор инициативы, сферы активности и типы лидерства. Ведущей направленностью личности социально активной молодежи является направленность «на себя». Выраженность иных типов направленности личности: «на другого человека», «на сохранение отношений», «на дело» и «на позицию» — находится в зависимости от пола молодежи и ее принадлежности к социальной группе. Мотивы социальной активности различаются у молодежи разного пола и проявляются в стремлении к свободе, благополучию и престижу — у юношей, и в стремлении к положительной оценке, помощи другим, служению обществу — у девушек. Также для девушек характерен рост мотива карьеры при высокой степени значимости результата выполняемой ими социальной деятельности.

В целом социальная активность молодежи обусловлена индивидуально-психологическими и личностными особенностями юношей и девушек и актуальным для них социально-психологическим пространством.


Ключевые слова


социальная активность; формы социальной активности; социальная активность молодежи; уровни социальной активности; ценностные ориентации; направленность личности; мотивация социальной активности

Полный текст:

PDF

Литература


Абульханова-Славская, К. А. (1991) Стратегия жизни. М. : Мысль. 299 с.

Балабанова, Е. С. (2015) Личностные и групповые факторы развития социальной активности молодежи // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы V Международной науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 июня 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс». 504 с . С. 226–229.

Балабанова, Е. С. (2016) Ценностные ориентации и направленность личности у молодежи с разным уровнем социальной активности // Ценности и интересы современного общества: материалы IV Международной науч.-практ. конф. : в 2 т. М. : Изд-во Московского гуманитарного университета. Т. 1. 343 с. С. 83–86.

Журавлев, А. Л. (2002) Социальная психология : учеб. пособие. М. : ПЕР СЭ. 351 с.

Косарев, А. С. (1970) Общественная активность сельских школьников // Общественная активность личности и группы школьников / отв. ред. И. А. Френкель. Курск : [б. и.]. 173 с. С. 6–26.

Купрейченко, А. Б., Моисеев, А. С. (2010) Анализ значимости сфер жизни и направлений жизнедеятельности представителей современного городского среднего класса // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 204–209.

Мальковская, Т. Н. (1988) Социальная активность старшеклассников. М. : Педагогика. 160 с.

Парыгин Б. Д. (1971) Основы социально-психологической теории. М. : Мысль. 352 с.

Парыгин, Б. Д. (1999) Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб. : ИГУП. 592 с.

Рубинштейн, С. Л. (2007) Основы общей психологии : учеб. пособие. СПб. : Питер. 713 с.

Соколова, Е. С. (2010) Представления студенческой молодежи о социальной активности // Социальный мир человека. Вып. 3: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Человек и мир: конструирование и развитие социальных миров», 24–25 июня 2010 г. Ижевск: ERGO. Ч. I: Направления социальной психологии / под ред. Н. И. Леонова. 302 с. С. 126–129.

Тетерский, С. В. (2003) Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка общества и государства. М. : Реглант. 214 с.

Федорова, Н. М. (2000) Мотивация участия петербуржцев в волонтерской деятельности // Волонтер и общество. Волонтер и власть : науч.-практ. сб. / сост. С. В. Тетерский ; под ред. Л. В. Никитиной. М. : Academia. 152 с. С. 54–58.

Шорохова, Е. В. (1975) Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии / отв. ред. Е. В. Шорохова. М. : Наука. 204 с. С. 63–71.

REFERENCES

Abul'khanova-Slavskaya, K. A. (1991) Strategiya zhizni. Moscow, Mysl' Publ. 299 р. (In Russ).

Balabanova, Е. S. (2015) Lichnostnyye i gruppovyye faktory razvitiya sotsial'noy aktivnosti molodezhi. In: Prioritetnyye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya: materialy V Mezhdunarodnoi nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 12 iyunya 2015 g.) / ed. by O. N. Shirokov et al. Cheboksary, TSNS «Interaktiv plyus». 504 р. Рp. 226–229. (In Russ).

Balabanova, E. S. (2016) Tsennostnye orientatsii i napravlennost' lichnosti u molodezhi s raznym urovnem sotsial'noi aktivnosti. In: Tsennosti i interesy sovremennogo obshchestva: materialy IV Mezhdunarodnoi nauch.-prakt. кonf. : in 2 vol. Moscow, Publ. Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. Vol. 1. 343 р. Рp. 83–86. (In Russ).

Zhuravlev, A. L. (2002) Sotsial'naia psikhologiia. Moscow, PER SE Publ. 351 p. (In Russ).

Kosarev, A.S. (1970) Obshchestvennaia aktivnost' sel'skikh shkol'nikov. Obshchestvennaya aktivnost' lichnosti i gruppy shkol'nikov / ed. by Frenkel'. Kursk, s. n. 173 р. Рp. 6–26. (In Russ).

Kupreichenko, A. B. and Moiseev, A. S. (2010) Analiz znachimosti sfer zhizni i napravlenii zhiznedeiatel'nosti predstavitelei sovremennogo gorodskogo srednego klassa. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 204–209. (In Russ).

Mal'kovskaia, T. N. (1988) Sotsial'naia aktivnost' starsheklassnikov. Moscow, Pedagogika Publ. 160 p. (In Russ).

Parygin B. D. (1971) Osnovy sotsial'no-psikhologicheskoy teorii. Moscow, Mysl' Publ. 352 р. (In Russ).

Parygin, B. D. (1999) Sotsial'naia psikhologiia. Problemy metodologii, istorii i teorii. St. Petersburg, IGUP Publ. 592 p. (In Russ).

Rubinshtein, S. L. (2007) Osnovy obshchei psikhologii. St. Petersburg, Piter Publ. 713 p. (In Russ).

Sokolova, E. S. (2010) Predstavleniia studencheskoi molodezhi o sotsial'noi aktivnosti. Sotsial'nyi mir cheloveka. In: Materialy III Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Chelovek i mir: konstruirovanie i razvitie sotsial'nykh mirov», 24–25 iiunia 2010 g. Izhevsk, ERGO Publ. Vol. I. Napravleniia sotsial'noi psikhologii / ed. by N. I. Leonov. Pp. 126–129. (In Russ).

Teterskii, S. V. (2003) Sotsial'nye initsiativy detei i molodezhi: podderzhka obshchestva i gosudarstva. Moscow, Reglant Publ. 214 p. (In Russ).

Fedorova, N. M. (2000) Motivatsiia uchastiia peterburzhtsev v volonterskoi deiatel'nosti. Volonter i obshchestvo. In: Volonter i vlast'. Nauchno-prakticheskii sbornik / comp. by S.V. Teterskii, ed. by L.V. Nikitina. Moscow, Academia Publ. Pp. 54–58. (In Russ).

Shorokhova, E. V. (1975) Sotsial'no-psikhologicheskoe ponimanie lichnosti. Metodologicheskie problemy sotsial'noi psikhologii. Moscow, Nauka Publ. 204 p. (In Russ).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.3.19

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru