Позиции взаимодействия студентов в контексте проблем обеспечения психологической безопасности личности

Владимир Григорьевич Маралов, Артем Александрович Фортунатов, Максим Юрьевич Шонин

Аннотация


Актуальность проблемы обусловлена значимостью выявления факторов, обусловливающих принятие людьми позиций взаимодействия: принуждения, манипулирования, ненасилия и невмешательства, которые могут быть оценены с точки зрения безопасности. Цель исследования состояла в выявлении взаимосвязи позиций взаимодействия с потребностями в опасности и безопасности, мотивацией достижения успеха и избегания неудач, склонностью к риску, сензитивностью (чувствительностью) к угрозам и выбором адекватных или неадекватных способов реагирования в ситуациях опасности. Использовались авторские опросники на выявление позиций взаимодействия у студентов, потребностей в опасности и в безопасности, сензитивности к угрозам, выборов адекватных или неадекватных способов реагирования в ситуациях опасности, а также тесты Т. Элерса на выявление мотивации достижения успеха и избегания неудач, тест Г. Шуберта, диагностирующий готовность личности к риску. Всего в исследовании приняли участие 122 студента Московского гуманитарного университета и Череповецкого государственного университета в возрасте от 18 до 22 лет. Исследование проводилось в 2018 г.

В результате была выявлена положительная связь позиции принуждения с потребностью в переживании чувства опасности, стремлением к игнорированию угроз, мотивацией достижения. Позиция манипулирования обнаружила такие же связи, кроме того, выявлена связь с сензитивностью к угрозам. Позиция ненасилия положительно коррелирует с потребностью в обеспечении безопасности, стремлением к избеганию неудач, сензитивностью к угрозам и выбором адекватных способов реагирования. Позиция невмешательства положительно связана в первую очередь с потребностью в переживании чувства безопасности, а также с потребностью в обеспечении безопасности, выраженным стремлением к избеганию неудач, стремлением к преувеличению значения опасностей. Проведенное исследование со всей очевидностью показало, что в процессе формирования у студентов способности к ненасильственному взаимодействию необходимо обращать внимание не только на ценностную сторону ненасилия как оптимального способа взаимодействия людей друг с другом, но и на мотивационные факторы, в частности на формирование потребности в обеспечении безопасности. Полученные результаты могут быть использованы при разработке специальных программ и технологий формирования у студентов — будущих педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов, врачей и т. п. способности к ненасильственному взаимодействию.


Ключевые слова


взаимодействие; позиции взаимодействия; педагогика ненасилия; мотивация; потребность в опасности; потребность в безопасности; мотивация достижения успеха; склонность к риску, сензитивность к угрозам; психология безопасности личности

Полный текст:

PDF

Литература


Грачев, Г. В., Мельник, И. К. (1999) Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М. : Изд-во ИФРАН. 153 с.

Доценко, Е. Л. (2003) Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М. : Речь. 304 с.

Жилина, У. В. (2016) Смирение и его формы // Вестник Челябинского государственного университета. № 5 (387). Философские науки. Вып. 40. С. 48–54.

Лурия, А. Р. (1977) Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. М. : Медицина. 111 с.

Маралов, В. Г. (2017) Взаимосвязь потребностей в безопасности с типами отношения людей к угрозам (на примере студенческой молодежи) // Международный научно-исследовательский журнал. № 1–3 (55). С. 128–134.

Маралов, В. Г., Кудака, М. А., Смирнова, О. В., Перченко, Е. Л., Табунов, И. А. (2016) Разработка теста-опросника для диагностики у людей потребностей в безопасности // Ученые записки Череповецкого государственного университета. № 1. С. 12–17.

Маралов, В. Г., Кудака, М. А., Перченко, Е. Л., Смирнова, О. В., Табунов, И. А. (2015) Индивидуально-типические особенности структуры потребностей в безопасности у студентов [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал Концепт. Т. 13. URL: https://e-koncept.ru/2015/85518.htm (дата обращения: 12.04.2018).

Маралов, В. Г., Малышева, Е. Ю., Нифонтова, О. В., Перченко, Е Л., Табунов, И. А. (2012) Разработка теста-опросника сензитивности к угрозам в юношеском возрасте // Перспективы науки. № 8. С. 32–37.

Маралов, В. Г., Малышева, Е. Ю., Смирнова, О. В., Перченко Е. Л., Табунов, И. А. (2012) Разработка теста-опросника по выявлению способов реагирования в ситуациях опасности в юношеском возрасте // Альманах современной науки и образования. № 12–1 (67). С. 92–96.

Маралов, В. Г., Малышева, Е. Ю., Маралова, Т. П., Перченко, Е. Л., Смирнова, О. В., Табунов, И. А. (2013) Развивающаяся личность в зеркале угроз / под ред. В. Г. Маралова. Череповец : ФГБОУ ВПО ЧГУ. 144 с.

Маралов, В. Г., Маралова, Т. П. (2017) Влияние мотивационных факторов на отношение людей к опасностям // Научно-методический электронный журнал Концепт. № 1. С. 1–7.

Маралов, В. Г., Ситаров, В. А. (2015) Педагогика и психология ненасилия в образовании. М. : Юрайт. 424 с.

Маралов, В. Г., Ситаров, В. А. (2017) Характеристика позиций взаимодействия как форм выражения ценностей принуждения и ненасилия // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 131–146. DOI: 10.17805/zpu.2017.1.9

Маралов, В. Г., Ситаров, В. А. (2018) Разработка диагностического опросника по выявлению позиций взаимодействия у студентов — будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 167–177. DOI: 10.17805/zpu.2018.1.13

Маслоу, А. (2012) Мотивация и личность. СПб. : Питер. 352 с.

Николаева, В. В. (1987) Влияние хронической болезни на психику. М. : МГУ. 168 с.

Райгородский, Д. Я. (2011) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. М. : Бахрах-М. 672 с.

Рюмшина, Л. И. (2003) Психология манипулирования людьми (ценностно-смысловой аспект). Ростов н/Д. : Изд-во Ростовского государственного университета. 144 с.

Скворцов, В. В. (1986) Способы разрешения конфликтов. Методическая разработка. М. : Изд-во АНХ при Совете Министров СССР. 46 с.

Фромм, Э. (1990) Бегство от свободы. М. : Прогресс. 272 с.

Хекхаузен, Х. (2003) Мотивация и деятельность. СПб. ; М. : Питер ; Смысл. 860 с.

Хорни, К. (2007) Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов. М. : Академический проект. 224 с.

Шостром, Э. (2004) Человек-манипулятор: Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. М. : Апрель-Пресс ; Изд-во Ин-та психотерапии. 190 с.

REFERENCES

Grachev, G. V. and Mel'nik, I. K. (1999) Manipulirovanie lichnost'iu: organizatsiia, sposoby i tekhnologii informatsionno-psikhologicheskogo vozdeistviia. Moscow, Izd-vo IFRAN. 153 p. (In Russ.).

Dotsenko, E. L. (2003) Psikhologiia manipuliatsii: fenomeny, mekhanizmy i zashchita. Moscow, Rech'. 304 p. (In Russ.).

Zhilina, U. V. (2016) Smirenie i ego formy. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 5 (387), Filosofskie nauki. Vol. 40, pp. 48–54. (In Russ.).

Luriia, A. R. (1977) Vnutrenniaia kartina bolezni i iatrogennye zabolevaniia. Moscow, Meditsina. 111 p. (In Russ.).

Maralov, V. G. (2017) Vzaimosviaz' potrebnostei v bezopasnosti s tipami otnosheniia liudei k ugrozam (na primere studencheskoi molodezhi). Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal, no. 1–3 (55), pp. 128–134. (In Russ.).

Maralov, V. G., Kudaka, M. A., Smirnova, O. V., Perchenko, E. L. and Tabunov, I. A. (2016) Razrabotka testa-oprosnika dlia diagnostiki u liudei potrebnostei v bezopasnosti. Uchenye zapiski Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 1, pp. 12–17. (In Russ.).

Maralov, V. G., Kudaka, M. A., Perchenko, E. L., Smirnova, O. V. and Tabunov, I. A. (2015) Individual'no-tipicheskie osobennosti struktury potrebnostei v bezopasnosti u studentov. Kontsept, vol. 13 [online] Available at: https://e-koncept.ru/2015/85518.htm (access date: 12.04.2018). (In Russ.).

Maralov, V. G., Malysheva, E. Iu., Nifontova, O. V., Perchenko, E L. and Tabunov, I. A. (2012) Razrabotka testa-oprosnika senzitivnosti k ugrozam v iunosheskom vozraste. Perspektivy nauki, no. 8, pp. 32–37. (In Russ.).

Maralov, V. G., Malysheva, E. Iu., Smirnova, O. V., Perchenko E. L. and Tabunov, I. A. (2012) Razrabotka testa-oprosnika po vyiavleniiu sposobov reagirovaniia v situatsiiakh opasnosti v iunosheskom vozraste. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniia, no. 12–1 (67), pp. 92–96. (In Russ.).

Maralov, V. G., Malysheva, E. Iu., Maralova, T. P., Perchenko, E. L., Smirnova, O. V. and Tabunov, I. A. (2013) Razvivaiushchaiasia lichnost' v zerkale ugroz / ed. by V. G. Maralov. Cherepovets, FGBOU VPO ChGU. 144 p. (In Russ.).

Maralov, V. G. and Maralova, T. P. (2017) Vliianie motivatsionnykh faktorov na otnoshenie liudei k opasnostiam. Kontsept, no. 1, pp. 1–7. (In Russ.).

Maralov, V. G. and Sitarov, V. A. (2015) Pedagogika i psikhologiia nenasiliia v obrazovanii. Moscow, Iurait. 424 p. (In Russ.).

Maralov, V. G. and Sitarov, V. A. (2017) Kharakteristika pozitsii vzaimodeistviia kak form vyrazheniia tsennostei prinuzhdeniia i nenasiliia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 131–146. DOI: 10.17805/zpu.2017.1.9 (In Russ.).

Maralov, V. G. and Sitarov, V. A. (2018) Razrabotka diagnosticheskogo oprosnika po vyiavleniiu pozitsii vzaimodeistviia u studentov — budushchikh spetsialistov sfery psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 167–177. DOI: 10.17805/zpu.2018.1.13 (In Russ.).

Maslou, A. (2012) Motivatsiia i lichnost'. St. Petersburg, Piter. 352 p. (In Russ.).

Nikolaeva, V. V. (1987) Vliianie khronicheskoi bolezni na psikhiku. Moscow, MGU. 168 p. (In Russ.).

Raigorodskii, D. Ia. (2011) Prakticheskaia psikhodiagnostika. Metodiki i testy. Moscow, Bakhrakh-M. 672 p. (In Russ.).

Riumshina, L. I. (2003) Psikhologiia manipulirovaniia liud'mi (tsennostno-smyslovoi aspekt). Rostov n/D., Izd-vo Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta. 144 p. (In Russ.).

Skvortsov, V. V. (1986) Sposoby razresheniia konfliktov. Metodicheskaia razrabotka. Moscow, Izd-vo ANKh pri Sovete Ministrov SSSR. 46 p. (In Russ.).

Fromm, E. (1990) Begstvo ot svobody. Moscow, Progress. 272 p. (In Russ.).

Khekkhauzen, Kh. (2003) Motivatsiia i deiatel'nost'. St. Petersburg, Moscow, Piter ; Smysl. 860 p. (In Russ.).

Khorni, K. (2007) Nashi vnutrennie konflikty. Konstruktivnaia teoriia nevrozov. Moscow, Akademicheskii proekt. 224 p. (In Russ.).

Shostrom, E. (2004) Chelovek-manipuliator: Vnutrennee puteshestvie ot manipuliatsii k aktualizatsii. Moscow, Aprel'-Press ; Izd-vo In-ta psikhoterapii. 190 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.3.18

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru