Влияние чувствительности к человеку на принятие позиций взаимодействия студентами
Аннотация
В статье анализируются психологические особенности влияния чувствительности к человеку на принятие студентами позиций взаимодействия: принуждения, манипулирования, ненасилия, невмешательства. Актуальность проблемы обусловлена значимостью выявления факторов, механизмов и условий формирования у студентов — будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения способности к ненасильственному взаимодействию с людьми.
Материалами анализа выступили результаты опроса на выявление уровней выраженности позиций взаимодействия и чувствительности к людям. Были применены методы математической обработки данных, в т. ч. критерий φ* — угловое преобразование Фишера.
В исследовании 2018 г. приняли участие 118 студентов психолого-педагогических специальностей Московского гуманитарного университета и Череповецкого государственного университета. Средний возраст испытуемых — 19,5 года.
Было установлено, что студенты с высоким уровнем чувствительности к человеку чаще принимают позицию ненасилия (63%), реже — позиции принуждения (25%) и невмешательства (19%). Студенты же с низким уровнем чувствительности к человеку чаще принимают позиции невмешательства (59%) и позицию принуждения (52%) и практически не используют позицию ненасилия (3%). Позиция манипулирования не обнаружила существенной связи с уровнями чувствительности к человеку.
Делается вывод о значимости формирования у студентов чувствительности к человеку как фактора, способствующего принятию личностью позиции ненасилия. Полученные результаты могут быть использованы в процессе разработки специальных программ по целенаправленному формированию у студентов — будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения способности к ненасильственному взаимодействию.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Андреева, Г. И. (2006) Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. № 3. С. 78–86.
Бакурова, О. Н. (2015) Чувствительность к проблеме: психологические подходы к определению и изучению // Вестник Калужского университета. № 3 (28). С. 82–90.
Бодалев, А. А. (1982) Восприятие и понимание человека человеком. М. : Изд-во Моск. ун-та. 200 с.
Гаврилова, Т. П. (1974) Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста // Вопросы психологии. № 5. С. 107–114.
Дорошенко, Т. В. (2007) Исследование эмпатического профиля личности будущих психологов // Психологическая наука и образование. № 2. С. 42–49.
Есманская, Н. Е. (2007) Развитие психологической проницательности студентов-психологов посредством психологического анализа персонажей художественной литературы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. № 1 (45). С. 274–277.
Зудилина, И. Ю. (2014) Особенности интеракции у студентов различных социально-психологических типов личности // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. № 2. С. 53–56.
Ильин, Е. П. (2013) Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб. : Питер. 304 с.
Кузнецова, Е. Н. (2010) Интерес к человеку как ценностное основание педагогического взаимодействия // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 121. С. 124–127.
Лаверычева, И. Г. (2013) Влияние эмпатии на проявления альтруизма и эгоизма // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 160. С. 65–74.
Маралов, В. Г., Малышева, Е. Ю., Маралова, Т. П., Перченко и др. (2013) Развивающаяся личность в зеркале угроз / под ред. В. Г. Маралова. Череповец : ФГБОУ ВПО ЧГУ. 144 с.
Маралов, В. Г., Маралова, Т. П. (2009) Мировоззренческие установки и сензитивность к человеку у студентов — будущих психологов // Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений / отв. ред. А. Г. Козлова, В. Г. Маралов, М. С. Гаврилова. СПб. : 67 гимназия Verba Magistri. 450 с. С. 183–190.
Маралов В. Г., Ситаров В. А. (2016) Психолого-педагогические условия формирования ненасильственного отношения к другим людям (на примере студенческой молодежи) // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 246–258. DOI: 10.17805/zpu.2016.2.22
Маралов В. Г., Ситаров В. А. (2017) Характеристика позиций взаимодействия как форм выражения ценностей принуждения и ненасилия // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 131–146. DOI: 10.17805/zpu.2017.1.9
Маралов, В. Г., Ситаров, В. А. (2018) Разработка диагностического опросника по выявлению позиций взаимодействия у студентов — будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 167–177. DOI: 10.17805/zpu.2018.1.13
Мерлин, В. С. (1964) Очерк теории темперамента. М. : Просвещение. 304 с.
Минияров, В. М. (2000) Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК». 256 с.
Писарев, А. Е., Зиновьева, Е. В., Костромина, С. Н. (2016) Взаимосвязь свойств личности начинающих психологов-консультантов с оценкой клиентов и их проблемных ситуаций // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. Т. 4. С. 155–161.
Роджерс, К. (2002) Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. М. : ЧеРо ; НОУ ЗМоск. психол.-соц. ин-тИ. 750 с. С. 428–430.
Сиволобова, И. В. (2002) Формирование у подростков ценностной ориентации на человека в детских общественных объединениях : дис. ... канд. пед. наук. Волгоград. 219 c.
Стрелкова, Л. П. (1987) Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников : дис. ... канд. психол. наук. М. 218 с.
Хекхаузен, Х. (2003) Мотивация и деятельность. СПб. : Питер ; М. : Смысл. 860 с.
Шевандрин, Н. И. (1998) Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М. : Владос. 512 с.
Юсупов, И. М. (1995) Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты) : дис. ... д-ра психол. наук. СПб. 252 с.
Fleck-Henderson, A. (1996) Ethical sensitivity: a theoretical and empirical : Dis. (PhD). The Fielding Institute.
Maralov V. G., Sitarov V. A. (2018) Person-oriented irritability, social and educational stereotypes as factor of adopting controlling or non-aggressive position by students // International Journal of Pharmaceutical Research and Allied Sciences. Т. 7. № 2. С. 74–85.
Patterson, D. M. (2001) Causal effects of regulatory, organizational and personal factors on ethical sensitivity // Journal of Business Ethics. Vol. 30. № 2. P. 123–159.
Rest, J. R. (1986) Moral development: Advances in research and theory. N. Y.: Praeger. 241 p.
Salovey, P., Mayer, D. (1990) Emotional intelligence // Imagination, Cognition and Personality. Vol. 9. P. 185–211.
Weaver, K. (2005) Analysis of the concert of ethical sensitivity : Thesis (Ph.D.). University of Alberta.
Wittmer, D. P. (1993) Ethical sensitivity and managerial decision-making: an experiment : Dis. (PhD). Syracuse University.
REFERENCES
Andreeva, G. I. (2006) Emotsional'nyi intellekt: issledovanie fenomena. Voprosy psikhologii, no. 3, pp. 78–86. (In Russ.).
Bakurova, O. N. (2015) Chuvstvitel'nost' k probleme: psikhologicheskie podkhody k opredeleniiu i izucheniiu. Vestnik Kaluzhskogo universiteta, no. 3 (28), pp. 82–90. (In Russ.).
Bodalev, A. A. (1982) Vospriiatie i ponimanie cheloveka chelovekom. Moscow, Izd-vo Mosk. un-ta. 200 p. (In Russ.).
Gavrilova, T. P. (1974) Eksperimental'noe izuchenie empatii u detei mladshego i srednego shkol'nogo vozrasta. Voprosy psikhologii, no. 5, pp. 107–114. (In Russ.).
Doroshenko, T. V. (2007) Issledovanie empaticheskogo profilia lichnosti budushchikh psikhologov. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie, no. 2, pp. 42–49. (In Russ.).
Esmanskaia, N. E. (2007) Razvitie psikhologicheskoi pronitsatel'nosti studentov-psikhologov posredstvom psikhologicheskogo analiza personazhei khudozhestvennoi literatury. Vestnik Tambovskogo universiteta. Issue: Gumanitarnye nauki, no. 1 (45), pp. 274–277. (In Russ.).
Zudilina, I. Iu. (2014) Osobennosti interaktsii u studentov razlichnykh sotsial'no-psikhologicheskikh tipov lichnosti. Izvestiia Samarskoi gosudarstvennoi sel'skokhoziaistvennoi akademii, no. 2, pp. 53–56. (In Russ.).
Il'in, E. P. (2013) Psikhologiia pomoshchi. Al'truizm, egoizm, empatiia. St. Petersburg, Piter. 304 p. (In Russ.).
Kuznetsova, E. N. (2010) Interes k cheloveku kak tsennostnoe osnovanie pedagogicheskogo vzaimodeistviia. Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, no. 121, pp. 124–127. (In Russ.).
Laverycheva, I. G. (2013) Vliianie empatii na proiavleniia al'truizma i egoizma. Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, no. 160, pp. 65–74. (In Russ.).
Maralov, V. G., Malysheva, E. Iu., Maralova, T. P., Perchenko et al. (2013) Razvivaiushchaiasia lichnost' v zerkale ugroz / ed. by V. G. Maralov. Cherepovets, FGBOU VPO ChGU. 144 p. (In Russ.).
Maralov, V. G. and Maralova, T. P. (2009) Mirovozzrencheskie ustanovki i senzitivnost' k cheloveku u studentov — budushchikh psikhologov. In: Dukhovno-nravstvennoe vospitanie podrastaiushchikh pokolenii / ed. by A. G. Kozlova, V. G. Maralov and M. S. Gavrilova. St. Petersburg, 67 gimnaziia Verba Magistri. 450 p. Pp. 183–190. (In Russ.).
Maralov V. G. and Sitarov V. A. (2016) Psikhologo-pedagogicheskie usloviia formirovaniia nenasil'stvennogo otnosheniia k drugim liudiam (na primere studencheskoi molodezhi). Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 246–258. DOI: 10.17805/zpu.2016.2.22 (In Russ.).
Maralov V. G. and Sitarov V. A. (2017) Kharakteristika pozitsii vzaimodeistviia kak form vyrazheniia tsennostei prinuzhdeniia i nenasiliia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 131–146. DOI: 10.17805/zpu.2017.1.9 (In Russ.).
Maralov, V. G. and Sitarov, V. A. (2018) Razrabotka diagnosticheskogo oprosnika po vyiavleniiu pozitsii vzaimodeistviia u studentov — budushchikh spetsialistov sfery psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 167–177. DOI: 10.17805/zpu.2018.1.13 (In Russ.).
Merlin, V. S. (1964) Ocherk teorii temperamenta. Moscow, Prosveshchenie. 304 p. (In Russ.).
Miniiarov, V. M. (2000) Psikhologiia semeinogo vospitaniia (diagnostiko-korrektsionnyi aspekt). Moscow, Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut ; Voronezh : Izdatel'stvo NPO ЗMODEKИ. 256 p. (In Russ.).
Pisarev, A. E., Zinov'eva, E. V. and Kostromina, S. N. (2016) Vzaimosviaz' svoistv lichnosti nachinaiushchikh psikhologov-konsul'tantov s otsenkoi klientov i ikh problemnykh situatsii. Nauchnye issledovaniia vypusknikov fakul'teta psikhologii SPbGU, vol. 4, pp. 155–161. (In Russ.).
Rodzhers, K. (2002) Empatiia. In: Psikhologiia motivatsii i emotsii / ed. by Iu. B. Gippenreiter and M. V. Falikman. Moscow, CheRo ; NOU ЗMosk. psikhol.-sots. in-tИ. 750 p. Pp. 428–430. (In Russ.).
Sivolobova, I. V. (2002) Formirovanie u podrostkov tsennostnoi orientatsii na cheloveka v detskikh obshchestvennykh ob"edineniiakh : Dis. ... Candidate of Pedagogy. Volgograd. 219 p. (In Russ.).
Strelkova, L. P. (1987) Psikhologicheskie osobennosti razvitiia empatii u doshkol'nikov : Dis. ... Candidate of Psychology. Moscow. 218 p. (In Russ.).
Khekkhauzen, Kh. (2003) Motivatsiia i deiatel'nost'. St. Petersburg, Piter ; Moscow, Smysl. 860 p. (In Russ.).
Shevandrin, N. I. (1998) Psikhodiagnostika, korrektsiia i razvitie lichnosti. Moscow, Vlados. 512 p. (In Russ.).
Iusupov, I. M. (1995) Psikhologiia empatii (teoreticheskie i prikladnye aspekty) : Dis. ... Doctor of Psychology. St. Petersburg. 252 p. (In Russ.).
Fleck-Henderson, A. (1996) Ethical sensitivity: a theoretical and empirical : Dis. (PhD). The Fielding Institute.
Maralov V. G. and Sitarov V. A. (2018) Person-oriented irritability, social and educational stereotypes as factor of adopting controlling or non-aggressive position by students. International Journal of Pharmaceutical Research and Allied Sciences, vol. 7, no. 2, pp. 74–85.
Patterson, D. M. (2001) Causal effects of regulatory, organizational and personal factors on ethical sensitivity. Journal of Business Ethics, vol. 30, no. 2, pp. 123–159.
Rest, J. R. (1986) Moral development: Advances in research and theory. N. Y., Praeger. 241 p.
Salovey, P. and Mayer, D. (1990) Emotional intelligence. Imagination, Cognition and Personality, vol. 9, pp. 185–211.
Weaver, K. (2005) Analysis of the concert of ethical sensitivity : Thesis (Ph.D.). University of Alberta.
Wittmer, D. P. (1993) Ethical sensitivity and managerial decision-making: an experiment : Dis. (PhD). Syracuse University.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.3.17
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/