Философско-исторические аспекты развития экологической культуры в Индии

Татьяна Александровна Артамонова, Светлана Ивановна Бондаренко

Аннотация


В статье рассмотрены теоретические и практические вопросы развития экологической культуры в Индии. Актуальность этой темы обусловлена тем, что Индия на пороге XXI в. столкнулась с серьезными экологическими проблемами. Пути выхода из сложившейся ситуации лежат, в том числе, и в плоскости традиционной культуры. Насколько в традиционной культуре и философии Индии были развиты экологические мотивы? Могут ли они стать основой для развития и укрепления современной экологической культуры, так необходимой для решения насущных проблем сохранения природной среды?

Философско-религиозные основы индуизма содержат в себе мировоззренческий потенциал, способный помочь в разрешении современных экологических проблем. Ключевое понятие индийской философии «дхарма» является тем звеном, которое в настоящее время способно соединить религиозную и экологическую практику. Это мнение индийских исследователей, подтвержденное такими историческими примерами, как социально-экологические движения «Чипко», «Аппико» и другие.

Сделаны выводы об уникальном опыте развития экологического движения в Индии и о необходимости широкого культурного контакта в этой области для решения общемировых экологических задач.


Ключевые слова


экологическая культура; экология; Индия; дхарма; индийская философия; индуизм; Чипко; Аппико

Полный текст:

PDF

Литература


Алтай и Гималаи как уникальные культурно-биосферные регионы Евразии (2017) / под ред. А. В. Иванова, И. В. Фотиевой. Барнаул : РИО Алтайского ГАУ. 336 с.

Ванина, Е. Ю. (2017) Научные достижения Древней Индии [Электронный ресурс] // Наука и жизнь. № 3. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/14930/ (дата обращения: 26.02.2018).

Двиведи, О., де. Сильва, Л., Иззи Дин, М. (1994). Экологические и этические взгляды индуизма, буддизма и ислама [Электронный ресурс] // Киевский эколого-культурный центр. URL: http://www.ecoethics.ru/old/m2.06/x20.html (дата обращения: 26.02.2018).

Индия: страна и ее регионы (2010) / отв. ред. Е. Ю. Ванина. 3-е изд. М. : Эдиториал УРСС. 360 с.

Лунев, С. И. (2015) Социальные протесты в Индии // Вестник МГИМО. Политические науки. № 4 (43). С. 201–205.

Омвед, Г. (1992) Экологическое движение крестьян // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире : пер. с анг. / сост. Т. Шанин ; под ред. А. В. Гордона. М. : Прогресс. 432 с. С. 290–294.

Радхакришнан, С. (1993) Индийская философия : в 2 т. М. : Миф. Т. 1. 624 с.

Гупта, Хеман К. (2012) Эколого-культурный ландшафт Гималаев в штате Химачал-Прадеш: связь традиционных знаний о лесе с научным управлением лесами // Алтай — Гималаи: два устоя Евразии / под ред. С. П. Бансал и др. Барнаул : Изд-во АГАУ. С. 133–153.

Jain, Pankaj (2011) Dharma and ecology of Hindu communities: sustenance and sustainability (Ashgate new critical thinking in religion, theology and biblical studies). University of North Texas, USA. 228 р.

Narayanan, V. (1997) “One Tree is Equal to Ten Sons”: Hindu Responses to the Problems of Ecology, Population and Consumption [Электронный ресурс] // Journal of American Academy of Religion. Vol. 65. No. 2. Р. 291–332. URL: https://www.jstor.org/stable/1465767?seq=1#page_scan_tab_contents (дата обращения: 26.02.2018).

Paranjape, Makarand (1996) Spiritual Sites as Sources of Social Transformation: Lessons from Svadhyaya [Электронный ресурс] // Swadhyay Parivar. URL: http://www.infinityfoundation.com/mandala/s_es/s_es_paran_lessons_frameset.htm (дата обращения: 26.02.2018).

REFERENCES

Altaj i Gimalai kak unikal'nye kul'turno-biosfernye regiony Evrazii (2017) / ed. by A. V. Ivanov and I. V. Fotieva. Barnaul, RIO Altajskogo GAU. 336 p. (In Russ.).

Vanina, E. Yu. (2017) Nauchnye dostizheniya Drevnej Indii. Nauka i zhizn', no. 3 [online] Available at: https://www.nkj.ru/archive/articles/14930/ (access date: 26.02.2018). (In Russ.).

Dvivedi, O., de. Sil'va, L. and Izzi Din, M. (1994). EHkologicheskie i ehticheskie vzglyady induizma, buddizma i islama. Kievskij ehkologo-kul'turnyj centr [online] Available at: http://www.ecoethics.ru/old/m2.06/x20.html (access date: 26.02.2018). (In Russ.).

Indiya: strana i ee regiony (2010) / ed. by E. Yu. Vanina. 3nd ed. Moscow, Ehditorial URSS. 360 p. (In Russ.).

Lunev, S. I. (2015) Social'nye protesty v Indii. Vestnik MGIMO. Politicheskie nauki, no. 4 (43), pp. 201–205. (In Russ.).

Omved, G. (1992) Ekologicheskoe dvizhenie krest'yan. Velikij neznakomec: krest'yane i fermery v sovremennom mire : transl. from Engl. / comp. by T. Shanin ; ed. by A. V. Gordon. Moscow, Progress. 432 p. Pp. 290–294. (In Russ.).

Radhakrishnan, S. (1993) Indijskaya filosofiya : in 2 vol. Moscow, Mif. Vol. 1. 624 p. (In Russ.).

Gupta, Heman K. (2012) Ekologo-kul'turnyj landshaft Gimalaev v shtate Himachal-Pradesh: svyaz' tradicionnyh znanij o lese s nauchnym upravleniem lesami. In: Altaj — Gimalai: dva ustoya Evrazii / ed. by S. P. Bansal et al. Barnaul, Izd-vo AGAU. Pp. 133–153. (In Russ.).

Jain, P. (2011) Dharma and ecology of Hindu communities: sustenance and sustainability (Ashgate new critical thinking in religion, theology and biblical studies). University of North Texas, USA. 228 p.

Narayanan, V. (1997) “One Tree is Equal to Ten Sons”: Hindu Responses to the Problems of Ecology, Population and Consumption. Journal of American Academy of Religion, vol. 65, no. 2, pp. 291–332 [online] Available at: https://www.jstor.org/stable/1465767?seq=1#page_scan_tab_contents (access date: 26.02.2018).

Paranjape, M. (1996) Spiritual Sites as Sources of Social Transformation: Lessons from Svadhyaya. Swadhyay Parivar [online] Available at: http://www.infinityfoundation.com/mandala/s_es/s_es_paran_lessons_frameset.htm (access date: 26.02.2018).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.3.16

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru