Интеграционный потенциал этнокультурного неотрадиционализма
Аннотация
В статье развиваются сформулированные ранее авторами идеи о феномене этнокультурного неотрадиционализма, исследование которого базируется на последовательном применении социокультурного и системно-генетического методологических подходов. Традиция интерпретируется как устойчивое, но одновременно динамическое явление. Изменяясь под влиянием разного рода новаций в процессе актуальных межэтнических отношений, она, сохраняя связь с прошлым, существует в виде неотрадиции. Неотрадиционализм представляет собой не только определенное мировоззрение, концептуальное видение действительности, но и организацию самой жизни, устройство мира этнокультурного сообщества. Этнокультурный неотрадиционализм имеет двойственную природу: с одной стороны, он связан с автохтонной этнокультурой, с другой — стимулирован реальными межэтническими взаимодействиями.
В отличие от существующего в научном и политическом дискурсе представления о дифференцирующей роли традиции, авторы делают акцент на исследовании интеграционного потенциала этнокультурной неотрадиции и этнокультурного неотрадиционализма, раскрывая следующие его основные проявления. Во-первых, с позиции диахронного аспекта системно-генетического анализа неотрадиционализм представляет собой устойчивую связь, интеграцию прошлого и настоящего этнической культуры. Во-вторых, с позиций диахронного аспекта системно-генетического анализа он выражает интеграцию традиции и новации, определенный уровень межэтнической интеграции, поскольку реализуется в сети межэтнических взаимодействий. В-третьих, этнокультурный неотрадиционализм способствует «сборке» этноса, объединяя вариационное множество его субкультур и традиций. Этнос восстанавливается и реконструируется в результате пространственно-временной интеграции в процессе осознания его представителями дифференцированной целостности и развивающейся этнической идентичности. В-четвертых, аналогичные процессы происходят при формировании общенациональной идентичности, где в ходе «сборки» гражданской нации участвуют уже не этнические субкультуры, а полноценно сформированные на основе этнокультурного неотрадиционализма этнические общности. Локальный этнокультурный неотрадиционализм может приобретать общероссийскую перспективу, поскольку ориентирует общество на актуализацию и освоение традиции как наиболее глубокой основы единства государства и взаимопонимания его народов. Такая установка соответствует современным представлениям о роли традиций в общественном развитии, восприятию их не в качестве препятствия для модернизации, а как необходимого условия успешных социокультурных преобразований.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Анжиганова, Л. В. (1999) Эволюция мировоззрения этноса (на примере хакасского народа) : автореф. дис. … д-ра филос. наук. М. 46 с.
Бессонов, С. А. (2004) Традиционализм и модернизация в развивающихся и переходных экономиках. Их влияние на международную конкурентоспособность [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики. URL: https://www.hse.ru/data/556/480/1238/Bessonov.pdf (дата обращения: 10.07.2018.).
Бромлей, Ю. В. (1991) К вопросу о взаимодействии городской («общемировой») культуры и культурных традиций народов мира // Мировая культура: Традиции и современность / cост. Т. Б. Князевская. М. : Наука. 322 с. С. 15–21.
Ефименко, М. Н. (2001) Религиозная традиция как предмет социально-философского анализа : автореф. дис. … д-ра филос. наук. М. 36 с.
Кирдина, С. Г. (2002) Социокультурный и институциональный подходы как основа позитивной социологии в России [Электронный ресурс] // Кирдина-Чэндлер Светлана: Персональный сайт. URL: http://kirdina.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=219&Itemid=58〈=ru (дата обращения: 10.07.2018).
Ламажаа, Ч. К. (2015) Российские модели архаизации и неотрадиционализма в условиях модернизации // Управление мегаполисом. № 1. С. 76–83.
Ламажаа Ч. К., Намруева Л. В. (2018) Субэтнические дифференциации российских этносов (на примере калмыков и тувинцев) [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 2. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/778 (дата обращения: 01.07.2018). DOI: 10.25178/nit.2018.2.11
Мадюкова, С. А., Попков, Ю. В. (2011) Феномен социокультурного неотрадиционализма / под ред. Е. А. Тюгашева. СПб. : Алетейя. 132 с.
Попков Ю. В., Тюгашев Е. А. (2015) Феномен этнокультурного неотрадиционализма // Традиции и инновации в истории и культуре. Программа фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук / под ред. А. П. Деревянко, В. А. Тишкова. М. : ЗАО «Белгородская областная типография». 619 с. С. 235–243.
Прасолов, М. (2001) Традиция и личность: Проблема персоналистической коммуникации традиции // Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее : сб. науч. трудов / под ред. А. Ю. Минакова. Вып. 1. Воронеж : Воронежский государственный университет. 264 с. С. 25–27.
Сорокин, П. (1992) Человек. Цивилизация. Общество : пер. с англ. / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова. М. : Политиздат. 543 с.
Стёпин, В. С. (2011) Цивилизация и культура. СПб. : СПбГУП. 408 с.
Eisenstadt, S. N. (1973) Tradition, Change and Modernity. N. Y. 367 p.
REFERENCES
Anzhiganova, L. V. (1999) Evoliutsiia mirovozzreniia etnosa (na primere khakasskogo naroda) : Thesis of Diss. Doctor of Philosophy. Moscow. 46 p. (In Russ.).
Bessonov, S. A. (2004) Traditsionalizm i modernizatsiia v razvivaiushchikhsia i perekhodnykh ekonomikakh. Ikh vliianie na mezhdunarodnuiu konkurentosposobnost'. Vysshaia shkola ekonomiki [online] Available at: https://www.hse.ru/data/556/480/1238/Bessonov.pdf (access date: 10.07.2018.). (In Russ.).
Bromlei, Iu. V. (1991) K voprosu o vzaimodeistvii gorodskoi («obshchemirovoi») kul'tury i kul'turnykh traditsii narodov mira. Mirovaia kul'tura: Traditsii i sovremennost' / comp. by T. B. Kniazevskaia. Moscow, Nauka. 322 p. Pp. 15–21. (In Russ.).
Efimenko, M. N. (2001) Religioznaia traditsiia kak predmet sotsial'no-filosofskogo analiza : Thesis of Diss. … Doctor of Philosophy. Moscow. 36 p. (In Russ.).
Kirdina, S. G. (2002) Sotsiokul'turnyi i institutsional'nyi podkhody kak osnova pozitivnoi sotsiologii v Rossii. Kirdina-Chendler Svetlana: Personal'nyi sait [online] Available at: http://kirdina.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=219&Itemid=58〈=ru (access date: 10.07.2018). (In Russ.).
Lamazhaa, Ch. K. (2015) Rossiiskie modeli arkhaizatsii i neotraditsionalizma v usloviiakh modernizatsii. Upravlenie megapolisom, no. 1, pp. 76–83. (In Russ.).
Lamazhaa Ch. K. and Namrueva L. V. (2018) Subetnicheskie differentsiatsii rossiiskikh etnosov (na primere kalmykov i tuvintsev). The New Research of Tuva, no. 2 [online] Available at: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/778 (access date: 01.07.2018). DOI: 10.25178/nit.2018.2.11 (In Russ.).
Madiukova, S. A. and Popkov, Iu. V. (2011) Fenomen sotsiokul'turnogo neotraditsionalizma / ed. by E. A. Tiugasheva. St. Petersburg, Aleteiia. 132 p. (In Russ.).
Popkov Iu. V. and Tiugashev E. A. (2015) Fenomen etnokul'turnogo neotraditsionalizma. In: Traditsii i innovatsii v istorii i kul'ture. Programma fundamental'nykh issledovanii Prezidiuma Rossiiskoi akademii nauk / ed. by A. P. Derevianko and V. A. Tishkov. Moscow, ZAO «Belgorodskaia oblastnaia tipografiia». 619 p. Pp. 235–243. (In Russ.).
Prasolov, M. (2001) Traditsiia i lichnost': Problema personalisticheskoi kommunikatsii traditsii. In: Konservatizm v Rossii i mire: proshloe i nastoiashchee : collection / ed. by A. Iu. Minakova. Vol. 1. Voronezh, Voronezhskii gosudarstvennyi universitet. 264 p. Pp. 25–27. (In Russ.).
Sorokin, P. (1992) Chelovek. Tsivilizatsiia. Obshchestvo : transl. from Engl. / ed. by A. Iu. Sogomonov. Moscow, Politizdat. 543 p. (In Russ.).
Stepin, V. S. (2011) Tsivilizatsiia i kul'tura. St. Petersburg, SPbGUP. 408 p. (In Russ.).
Eisenstadt, S. N. (1973) Tradition, Change and Modernity. New York. 367 p.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.3.13
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/