Тезаурусный подход и педагогика взаимодействий
Аннотация
В статье рассматриваются перспективы использования тезаурусного подхода при исследовании проблем образования в контексте методологии педагогики взаимодействий. Характеризуется педагогика взаимодействий как относительно новое направление в науках об образовании, анализируются некоторые дефиниции понятия «педагогическое взаимодействие». Автор обосновывает положение о том, что использование тезаурусного подхода будет способствовать преодолению проблем, связанных с исследованием феномена взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Акцент сделан на важности обмена тезаурусами в ходе педагогического взаимодействия. Отмечается, что возникающие в процессе педагогического взаимодействия новые тезаурусные конструкции задают (постепенно изменяют) совокупность основных отношений к миру, людям и к себе, образуя в своем единстве и главной своей сущности свойственные обучающемуся мировоззренческие позиции. По мнению автора, выпускник учреждения высшего образования не сможет успешно конкурировать на рынке труда, реализовывать свои устремления, способности и возможности, если не будет способен к обмену тезаурусами в профессиональной и социокультурной среде, постигать скрытый смысл различных явлений и создавать новые идеи, выходящие за рамки существующих теорий.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Коротаева, Е. В. (2000) Директор — учитель — ученик: пути взаимодействия. М. : Сентябрь. 144 с.
Луков, В. А. (2007) Воспитание и глобализация: Проблемы социологии воспитания. М. : Флинта ; Наука. 144 с.
Луков, В. А. (2010) Социальное проектирование [9-е изд.] : учеб. пособие. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та ; Флинта. 240 с.
Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусный подход: исходные положения [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 9 — Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2008/9/Lukovs_Thesaurus_Approach/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 21.03.2015).
Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.
Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2014) Методология тезаурусного подхода: стратегия понимания // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 18–35.
Роджерс, К., Фрейберг, Дж. (2002) Свобода учиться. М. : Смысл. 527 с.
Рябчиков, В. В. (2008) Особенности и значение полемического взаимодействия в образовательном процессе // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 128–133.
Федотова, Е. Л. (2000) Педагогическое взаимодействие учителя и учащихся: опыт эмпирического исследования. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та. 122 с.
Франкл, В. (1990) Человек в поисках смысла. М. : Прогресс. 368 с.
Bruner, J. (1997) The culture of education. Cambridge, MA ; L. : Harvard University Press. 240 p.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.2.13
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.