Феномен гендерной метаморфозы в романе А. Картер «Страсть новой Евы»

Антонина Валерьевна Семенец

Аннотация


Статья посвящена рассмотрению феномена гендерной метаморфозы на примере романа английской писательницы ХХ в. Анджелы Картер «Страсть новой Евы» (1977). Мотив разного рода превращений свойственен широкому кругу произведений разных авторов, поэтому данное явление анализируется во взаимосвязи с другими художественными текстами.

Трансформации можно рассматривать как фантастические элементы, создающие такие нарративы, в которых повествование может быть подвергнуто деконструкции или извращаться. Метаморфоза, или превращение, переход, принятие новой формы с изменением внешнего вида, влечет за собой разрыв связей между телом и сознанием, которые были достаточно крепки и естественны. Отмечено, что сюжеты, связанные с превращениями, сформированы под влиянием мифологии, философии и фольклора. 

В работе выделены как общие черты сюжетообразующего начала метаморфозы в романе А. Картер, так и ее особенности, к которым можно прежде всего отнести феминистскую направленность. Рассмотрены образы Евы/Эвелина и Тристессы как примеры гендерной нестабильности. Их неординарность отображает позицию автора, что гендер имеет социальную природу и ему свойственна динамичность.

Современные теории идентичности катализируют дискуссии феминистского характера, они также расширили теоретическую базу, ставшую основой творчества А. Картер. Литературная интертекстуальность ее работ указывает на осведомленность и интерес писательницы к интерпретациям идентичности и гендера, базирующимся на теориях психоанализа и феминизма. А. Картер, используя литературные приемы, не только подвергает критике стереотипы, выработанные современным обществом, но и разрабатывает гендерную проблематику. Такая писательская стратегия позволяет автору находить все новые ключи к расширению человеческой свободы

Ключевые слова


гендер; метаморфоза; гендерная идентичность; постмодернистская литература; гендерная дихотомия; феминизм; английский роман; английская литература; А. Картер; «Страсть новой Евы»

Полный текст:

PDF

Литература


Бахтин, М. М. (2012) Собрание сочинений : в 7 т. М. : Языки славянских культур. Т. 3. Теория романа (1930–1961 гг.) 880 с.

Овидий (2007) Метаморфозы. СПб. : Азбука-Классика. 400 с.

Тодоров, Ц. (1999) Введение в фантастическую литературу. М. : Дом интеллектуальной книги. 144 с.

Толкачев, С. П. (2003) Мультикультурный контекст современного английского романа : дис. … д-ра филол. наук. М. 381 с.

Butler, J. (1990) Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. New York : Routledge. 172 p.

Carter, A. (1982) The Passion of New Eve. London : Virago. 192 p.

Clarke, B. (1995) Allegories of writing: The subject of metamorphosis. Albany : State University of New York Press. 204 p.

Gallagher, D. (2009) Transformations of the Body and the Influence of Ovid's Metamorphoses on Germanic Literature of the Nineteenth and Twentieth Centuries. Amsterdam, New York : Rodopi. 470 p.

Gamble, S. (1997) Angela Carter: Writing from the Front Line. Edinburgh : Edinburgh University Press. 200 p.

Johnson, H. L. (1997) Unexpected geometries: transgressive symbolism and the transsexual subject in Angela Carter's The Passion of New Eve // The infernal desires of Angela Carter: fiction, femininity, feminism / Edited by Bristow J., Broughton T. L. London ; New York : Longman. P. 166–183.

Skulsky, H. (1981) Metamorphosis: The Mind in Exile. Cambridge : Harvard University Press. 284 p.

REFERENCES

Bahtin, M. M. (2012) Sobranie sochinenij : in 7 vol. Moscow, Jazyki slavjanskih kul'tur Publ. Vol. 3. Teorija romana (1930–1961). 880 p. (In Russ.).

Ovidij (2007) Metamorfozy. St. Petersburg, Azbuka-Klassika Publ. 400 p. (In Russ.).

Todorov, C. (1999) Vvedenie v fantasticheskuju literaturu. Moscow, Dom intellektual'noj knigi Publ. 144 p. (In Russ.).

Tolkachev, S. P. (2003) Mul'tikul'turnyj kontekst sovremennogo anglijskogo romana: Diss. Doctor of Philology. Moscow. 381 p. (In Russ.).

Butler, J. (1990) Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. New York, Routledge. 172 p.

Carter, A. (1982) The Passion of New Eve. London, Virago. 192 p.

Clarke, B. (1995) Allegories of writing: The subject of metamorphosis. Albany, State University of New York Press. 204 p.

Gallagher, D. (2009) Transformations of the Body and the Influence of Ovid's Metamorphoses on Germanic Literature of the Nineteenth and Twentieth Centuries. Amsterdam and New York, Rodopi. 470 p.

Gamble, S. (1997) Angela Carter: Writing from the Front Line. Edinburgh, Edinburgh University Press, 1997. 200 p.

Johnson, H. L. (1997) Unexpected geometries: transgressive symbolism and the transsexual subject in Angela Carter's The Passion of New Eve. In: The infernal desires of Angela Carter: fiction, femininity, feminism / Edited by Bristow J., Broughton T. L. London and New York, Longman. P. 166–183.

Skulsky, H. (1981) Metamorphosis: The Mind in Exile. Cambridge, Harvard University Press. 284 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.1.22

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru