Разработка диагностического опросника по выявлению позиций взаимодействия у студентов — будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения

Владимир Георгиевич Маралов, Вячеслав Алексеевич Ситаров

Аннотация


Статья посвящена вопросам разработки и апробации опросника по выявлению позиций взаимодействия у студентов: позиции принуждения, позиции манипулирования, позиции ненасилия и позиции невмешательства. В первичной апробации опросника, осуществленной в 2017 г., приняли участие около 200 студентов Московского гуманитарного и Череповецкого государственного университетов. Опросник прошел ряд стандартных процедур по определению критериальной и эмпирической валидности, внутренней согласованности и надежности. Вторичная апробация была осуществлена на 172 студентах в том же году на том же контингенте студентов.

Конечная форма опросника составила 40 вопросов-утверждений, по 10 вопросов на каждую позицию. Разработанный и апробированный опросник по выявлению позиций взаимодействия у студентов прошел все необходимые процедуры, соответствует в целом требованиям, предъявляемым к такого рода диагностическим процедурам, и может быть рекомендован к практическому применению.

Дальнейшую перспективу его использования авторы видят в организации серии исследований по выявлению факторов, обусловливающих принятие студентами той или иной позиции, разработку и реализацию модели формирования позиции ненасилия у студентов — будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения в условиях вузовского обучения.

Ключевые слова


диагностический опросник; позиция принуждения; позиция манипулирования; позиция ненасилия; позиция невмешательства; позиция взаимодействия

Полный текст:

PDF

Литература


Амонашвили, Ш. А. (1986) В школу — с шести лет. М. : Педагогика. 176 с.

Ениколопов, С. Н. (1990) Опросник Басса-Дарки // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М. : Изд-во МГУ. С. 6–11.

Знаков, В. В. (2001) Методика исследования макиавеллизма личности // Сибирский психологический журнал. № 14–15. С. 122–128.

Клейберг, Ю. А. (2001) Психология девиантного поведения. М. : ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М». 160 с.

Ковалев, Г. А. (1987) Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. № 3. С. 41–49.

Маралов, В. Г., Ситаров, В. А. (2017) Характеристика позиций взаимодействия как форм выражения ценностей принуждения и ненасилия // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 131–146. DOI: 10.17805/zpu.2017.1.9

REFERENCES

Amonashvili, Sh. A. (1986) V shkolu — s shesti let. Moscow, Pedagogika. 176 p. (In Russ.).

Enikolopov, S. N. (1990) Oprosnik Bassa-Darki. In: Praktikum po psikhodiagnostike. Psikhodiagnostika motivatsii i samoreguliatsii. Moscow, Izd-vo MGU. Pp. 6–11. (In Russ.).

Znakov, V. V. (2001) Metodika issledovaniia makiavellizma lichnosti. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal, no. 14–15, pp. 122–128. (In Russ.).

Kleiberg, Iu. A. (2001) Psikhologiia deviantnogo povedeniia. Moscow, TTs Sfera pri uchastii «Iurait-M». 160 p. (In Russ.).

Kovalev, G. A. (1987) Tri paradigmy v psikhologii — tri strategii psikhologicheskogo vozdeistviia. Voprosy psikhologii, no. 3, pp. 41–49. (In Russ.).

Maralov, V. G. and Sitarov, V. A. (2017) Kharakteristika pozitsii vzaimodeistviia kak form vyrazheniia tsennostei prinuzhdeniia i nenasiliia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 131–146. DOI: 10.17805/zpu.2017.1.9 (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.1.13

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru