Дилемма союза обучения и воспитания в высшей школе

Анджей Совиньски

Аннотация


В рассуждениях о воспитании молодежи особое значение приобретает вопрос о направлении желаемых перемен в нравственном состоянии молодого поколения. Педагогика формулировала такого рода вопросы в каждую историческую эпоху, связывая их решение с исследованиями в области аксиологии, этики и теологии.

Академическое образование является общественной действительностью, которая состоит из множества личностно творческих процессов, потому что они играют решающую роль в индивидуальном развитии студента, а также существенных с точки зрения научного, культурного и нравственного состояния всего студенчества. Союзы обучения и воспитания чреваты многочисленными напряженностями и последствиями. Автор выделяет две существенные дилеммы современной высшей школы: дилемму роли преподавателя и дилемму предпочтений студента.

Проведенные в последние время исследования показали, что общественные роли преподавателей студенты воспринимали главным образом как элементы дидактической среды высшей школы. Эти роли существенны только в том пространстве университетской жизни, в котором преподаватель выступает как источник знаний, экзекутор знаний или организатор научной работы, но он не был замечен как воспитатель. Быть мастером, ментором, воспитателем или оставаться источником знаний, его экзекутором — это сегодняшняя дилемма роли преподавателя.

Для студентов исходной ценностью является собственное развитие и приобретение знаний, а затем мудрость (связанная прежде всего со знаниями) и самореализация (выраженная особой стратегией развития личности). Собственное развитие респонденты понимали эгоцентрично и ассоциировали с приобретением и расширением знаний и умений, необходимых в профессиональной жизни.

Полное формирование человека, его индивидуальное развитие в научной, профессиональной сферах, а также культурной и нравственной может происходить благодаря всевозможным личностно творческим влияниям среды вуза. Ценности чаще всего относят к определенным средам: одни ценности (например, нравственные) приписываются семье, другие (например, познавательные) связываются с деятельностью школы, третьи (например, эстетические) соотносятся со сферой культуры. Однако в действительности ценности не знают границ и могут подвергаться интериоризации из разных сред.


Ключевые слова


: высшая школа; университет; дилемма; воспитание; дидактика; ценности

Полный текст:

PDF

Литература


Encyklopedia pedagogiczna (1993) / red. W. Pomykało. Warszawa : Fundacja Innowacja. viii, 1014 s. (На польск. яз.).

Pasterniak, W. (1994) Transcendentalia w wymiarze edukacyjnym // Gnitecki J., Pasterniak W. O filozofii edukacji. Wstęp do pedagogiki wartości. Gorzów Wielkopolski : Wojewódzki Ośrodek Metodyczny. 88 s. S. 40. (На польск. яз.).

Półturzycki, J. (2006) Samokształcenie jako strategia edukacyjna w szkole wyższej // Wprowadzenie do pedagogiki szkoły wyższej / red. K. Jaskot. Szczecin : Oficyna In Plus. 421 s. S. 232–256. (На польск. яз.).

Rowid, H. (1946) Podstawy i zasady wychowania. Warszawa : Nasza Księgarnia. 551 s. (На польск. яз.).

Siemianowski, A. (1995) Szkice z etyki wartości. Gniezno : Gaudentinum. 189 s. (На польск. яз.).

Sowiński, A. J. (2006) Samowychowanie w interpretacji pedagogicznej. Szczecin : Oficyna In Plus. 220 s. (На польск. яз.).

Sowiński, A. J. (2009) Słowo wstępne. Uwagi do dyskursu pedagogicznego o kulturze akademickiej // Kultura akademicka w oglądzie pedagogicznym / red. A. J. Sowiński. Szczecin : Ars Atelier. 494 s. S. 8. (На польск. яз.).

Sowiński, A. J. (2013) Szkice do teorii wychowania kreatywnego. Kraków : Impuls. 271 s. (На польск. яз.).

Tyszkowa, M. (1988) Rozwój psychiczny jednostki jako proces strukturacji i restrukturacji doświadczenia // Rozwój psychiczny człowieka w ciągu życia. Zagadnienia teoretyczne i metodologiczne / red. M. Tyszkowa. Warszawa : PWN. 286 s. S. 44–79. (На польск. яз.).

Zając, A. (2013) Kulturowe przesłanki fenomenu autokreacji studentów. Szczecin : Instytut Pedagogiki US. (На польск. яз.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.2.2

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru