Об истоках и противоречиях модерна

Константин Владимирович Шумский

Аннотация


Данная статья является продолжением цикла исследований, посвященных метаморфозам европейской ментальности. На этот раз речь идет о перипетиях западного сознания. Ключевым моментом, определившим его специфику, автор считает вставку в христианский Символ веры, известную как filioque. Традиционный христианский взгляд строится на первенстве личности (ипостаси) над природой (сущностью). В этом основание божественной и человеческой свободы. Filioque меняет эту полярность, в результате чего личностное начало теряет свою онтологичность, и полагается производным от безличного, природного начала. Постепенно метафизическая ипостась, не обозначенная отдельным латинским термином, исчезает с радаров западной мысли. Вместо нее для обозначения единичного начала в человеке вводится термин «персона», обозначающий эмпирического человека, индивида. На Западе появляется теория безипостасной личности — персоны, которая формируется снизу, из глубин человеческой сущности. Это была смерть ипостасной метафизики. Ее заменяет метафизика сущности. Возникает квазипатриархат, в котором христианский тандем «ипостась — сущность» был подменен латинской парой «сущность — индивидуальность». И тогда, в отсутствие ипостаси, фокус внимания западных мыслителей сосредотачивается на познании сущности, онтология которой не подвергается сомнению. Но сущность как общая природа вещей всегда познается только рационально. Поэтому именно рациональное познание стало основным инструментом западных интеллектуалов. Это и было началом модерна. Однако рациональный взгляд не ухватывает единичное, в том числе в человеке. И оно начинает спорить с модерном. Периодически возникают антимодернистские течения и концепции. Все кончилось победой единичного начала. Но это была не метафизическая, ипостасная единичность, а эмпирическая, индивидуальная, фрагментарная. В итоге квазипатриархат сменился не подлинным патриархатом, а настоящим матриархатом, который воцарился в виде постмодерна. 


Ключевые слова


модерн; постмодерн; ипостась; личность; сущность; filioque; вера; разум; метафизика; схоластика

Полный текст:

PDF

Литература


Ансельм Кентерберийский (1996) Соч. / пер., послесл. и коммент. И. В. Купреевой ; науч. ред. Б. М. Бакусев М. : Канон. 400 с.

Бахофен, И. (1996) Материнское право // Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1 / пер. с нем., англ., фр.; сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М. : Канон+. 496 с. С. 216–267.

Вебер, М. (1990) Избранные произведения / пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова ; предисл. П. П. Гайденко. М. : Прогресс. 880 с.

Витгенштейн, Л. (2005) Избранные работы / пер. с нем. и англ. В. Руднева ; науч. совет: А. Л. Глазычев, А. И. Уткин, А. Ф. Филиппов, Р. З. Хестанов. М. : Изд. дом «Территория будущего». 440 с.

Дугин, А. (2009) Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли, М. : «Евразийское Движение». 744 с.

Дунс Скот (2001) Избранное / Пер. с лат. Г. Г. Майорова, И. В. Лупандина, А. В. Аполлонова. М.: Издательство Францисканцев. 584 с.

Камю, А. (1990) Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / пер. с фр. И. Я. Волевич, Ю. М. Денисов ; общ. ред., сост. и предисл. Д. М. Носов. М. : Политиздат. 415 с.

Карташев, А. В. (2006) Вселенские соборы. М. : Эксмо. 672 с.

Керкегор, С. (2009) Философские крохи / пер. Д. А. Лунгиной под ред. В. Л. Махлина ; предисл. и коммент. Д. А. Лунгиной. М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы. 192 с.

Киприан (Керн), архимандрит (1996) Антропология св. Григория Паламы. М. : Паломник. 450 с.

Коплстон, Ф. (2004) От Фихте до Ницше / пер. с англ., вступ. ст. и примеч. В. В. Васильева. М. : Республика. 542 с.

Кураев, А., дьякон (2008a) Лишний догмат: filioque // Кураев, А., дьякон. Вызов экуменизма. М. : Грифон. 480 с. С. 142–178.

Кураев, А., дьякон (2008b) Православие и католичество в опыте молитвы // Кураев, А., дьякон. Вызов экуменизма. М. : Грифон. 480 с. С. 115–141.

Кьеркегор, С. (2005) Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам» / пер с дат. Н. Исаевой и С. Исаева ; глав. ред. Т. Н. Пескова. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та. 680 с.

Кьеркегор, С. (2010) Страх и трепет / сост. и общ. ред. С. А. Исаев, И. А. Эбаноидзе ; пер. с дат. Н. В. Исаева, С. А. Исаев 2-е изд., доп. и испр.. М. : Культурная революция. 488 с.

Лега, В. П. (2008) Что такое вера? Учение апостола Павла и отцов церкви о сущности веры и отношении ее к знанию // Проблема демаркации науки и теологии: современный взгляд / отв. ред. И. Т. Касавин и др. М. : ИФРАН. 277 с. С. 165–182.

Лосев, А. Ф. (1991) Диалектика мифа // Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / сост. Ю. А. Ростовцев. М. : Политиздат. 525 с. С. 23–186.

Лосев, А. Ф. (1994) Самое само // Лосев, А. Ф. Миф — число — сущность / сост. А. А. Тахо-Годи ; общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. М. : Мысль. 919 с. С. 300–526.

Мефодий (Зинковский), иером. (2014) Святоотеческие категории и богословие личности. СПб. : Издательство. О. Абышко. 256 с.

Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа (1979). М. : Издание Московской патриархии. 656 с.

Осипов, А. И. (2010) Путь разума в поисках истины. 6-е изд., испр. М. : Изд-во Сретенского монастыря. 496 с.

Паскаль, Б. (1995) Мысли / пер. с фр., вступ. ст., коммент. Ю. А. Гинзбург. М. : Изд-во имени Сабашниковых. 480 с.

Православная энциклопедия (2011) / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М. : Церковно-науч. центр «Православная энцикл.». Т. 26: Иосиф I Галисиот — Исаак Сирин. 751 с.

Сартр, Ж. П. (2000) Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. / пер. с фр., предисл. и примеч. В. И. Колядко. М. : Республика. 639 с.

Уэст, Д. (2015) Континентальная философия. Введение / пер. с англ. Д. Ю Кралечкина. М. : Издат. дом «Дело» РАНХиГС. 448 с.

Хайдеггер, М. (1993) Письмо о гуманизме // Хайдеггер, М. Время и бытие : статьи и выступления : пер. с нем. М. : Республика. 447 с. С. 192–220.

Хайек, Ф. А. фон (2003) Этюды о злоупотреблениях разумом / пер. с англ. Е. Николаенко ; науч. ред. Р. Капелюшников. М. : ОГИ. 288 с.

Хоружий, С. С. (2010) Фонарь Диогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии. М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы. 688 с.

Шумский, К. В. (2020) «Матриархат» и «патриархат» как два типа ментальности // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 175–190. DOI: 10.17805/zpu.2020.3.14

Шумский, К. В. (2021a) О рождении европейской патриархальной ментальности // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 165–180. DOI: 10.17805/zpu.2021.1.12

Шумский, К. В. (2021b) Кибернетика соборности // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 164–182. DOI: 10.17805/zpu.2021.2.12

Яннарас, Х. (2005) Избранное: Личность и Эрос / пер. с греч. Г. В. Вдовина ; глав. ред. С. Я. Левит. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 480 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2023.1.4

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru