Оптимизация стратегии вуза в области реализации новых программ рекрутинга студентов

Никита Владимирович Авралев, Ирина Николаевна Ефимова, Артем Васильевич Маковейчик

Аннотация


Данная статья посвящена исследованию эффективности комплекса профориентационных мероприятий нового формата и практики внедрения инновационных подходов в работе с абитуриентами в условиях возрастания конкуренции в сфере высшего образования в России. В числе ключевых мероприятий в комплексе — создание механизмов для развития исследовательской деятельности школьников и формирование системы непрерывного образования «школа — вуз». В статье проанализированы лучшие практики, реализуемые Национально-исследовательским Нижегородским государственным университетом им. Н. И. Лобачевского (ННГУ им. Н. И. Лобачевского) в данной области.

В качестве эмпирической базы в статье использованы локальные документы ННГУ им. Н. И. Лобачевского, посвященные реализации программы «Университетский кластер образования» и другим профориентационным мероприятиям, реализуемым в ННГУ. Также приводятся результаты социологических исследований, проведенных в университете в период летних приемных кампаний 2011–2016 гг. В целях сбора первичной информации был выбран метод анкетирования, который является достаточно эффективным, наглядным и самым распространенным способом мониторинга потребителей образовательных услуг.

К определяющим причинам, оказывающим влияние на выбор абитуриентами того или иного вуза для обучения, относятся  наличие бюджетных мест на интересующих их направлениях, местонахождение университета, его материально-техническая база, научные успехи и престиж.

Сформулированы выводы и предложения по оптимизации профориентационной программы университета, реализации новых мероприятий и форматов деятельности по привлечению в университет талантливых абитуриентов. Так, главными направлениями развития здесь становятся расширение и углубление партнерских связей с ведущими школами региона, реализация совместных специальных научно-популярных мероприятий в формате опен-эйров, проведение научно-исследовательских клубов и викторин с участием высокоцитируемых ученых. 


Ключевые слова


университетский кластер образования; технологии рекрутинга; профориентация; высшее образование; студенты; рекрутинг

Полный текст:

PDF

Литература


Ефимова, И. Н. (2011) Анализ рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. № 4. С. 115–130.

Ефимова, И. Н., Маковейчук А. В. (2013) Анализ влияния рейтингов вузов на мотивацию абитуриентов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. № 6–1. С. 27–34.

Ефимова, И. Н., Маковейчук, А. В. (2015) Траектории развития рынка образовательных услуг в условиях глобализации высшего образования и реализации новой государственной образовательной политики в России: прикладной аспект // Вопросы управления. № 3. С. 115–121.

Колесникова, Г. А. (2009). Особенности спроса на образовательные услуги // Вестник Челябинского государственного университета. № 3 (141). Экономика. Вып. 19. С. 16–18.

Avralev, N., Efimova, I. (2014) Global university rankings as indicators of the implementation of the integration process and competitive tool in the context of globalization of higher education // Life Science Journal. № 11(10). P. 648–652.

Avralev, N., Efimova, I. (2015) University Rankings as a Tool for Assessing the Quality of Education in the Context of Globalization // Asian Social Science. Vol. 11. № 10. P. 292–298.

Duderstadt, J. (2014) The impact of technology on discovery and learning in research universities // Preparing Universities for an Era of Change edited by Weber, L. and J. Duderstadt. Economica Ltd, France. P. 215–219.

Whitehead, F. (2012) Student recruitment strategy: four universities, five key questions [Электронный ресурс] // The Guardian. 13 ноября. URL: https://www.theguardian.com/higher-education-network/blog/2012/nov/13/student-recruitment-strategy-international-universities (дата обращения: 22.02.2017).

Shaw, J. (2013) University recruitment: one fifth of students say social media doesn't work [Электронный ресурс] // The Guardian. 17 апреля. URL: https://www.theguardian.com/higher-education-network/blog/2013/apr/17/university-student-recruitment-social-media (дата обращения: 24.02.2017).

Russell, P. (2011) Survey Finds Educational Institutions Developing Social Media Policies, Struggling with Resources and Measurement [Электронный ресурс] // Council for Advancement and Support of Education News Release, April 19. URL: http://www.case.org/about_case/newsroom/press_release_archive/socialmediasurvey2011.html (дата обращения: 23.02.2017).

Schulz, S. A. (2006) Mastering the Admissions Game: Understanding the Enrollment Priorities and Recruitment Strategies of Master's Institutions : Diss. Of PhD [Электронный ресурс] // UA Campus Repository. URL: http://arizona.openrepository.com/arizona/handle/10150/194679 (дата обращения: 23.02.2017).

REFERENCES

Efimova, I. N. (2011) Analiz rynka obrazovatel'nykh uslug s tsel'iu vyiavleniia motivatsii abiturientov. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiia. Psikhologiia. Sotsiologiia, no. 4, pp. 115–130. (In Russ.).

Efimova, I. N. and Makoveichuk A. V. (2013) Analiz vliianiia reitingov vuzov na motivatsiiu abiturientov. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo, no. 6–1, pp. 27–34. (In Russ.).

Efimova, I. N. and Makoveichuk, A. V. (2015) Traektorii razvitiia rynka obrazovatel'nykh uslug v usloviiakh globalizatsii vysshego obrazovaniia i realizatsii novoi gosudarstvennoi obrazovatel'noi politiki v Rossii: prikladnoi aspect. Voprosy upravleniia, no. 3, pp. 115–121. (In Russ.).

Kolesnikova, G. A. (2009). Osobennosti sprosa na obrazovatel'nye uslugi. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 3 (141). Ekonomika. Vol. 19, pp. 16–18. (In Russ.).

Avralev, N. and Efimova, I. (2014) Global university rankings as indicators of the implementation of the integration process and competitive tool in the context of globalization of higher education. Life Science Journal, no. 11(10), pp. 648–652. (In Russ.).

Avralev, N. and Efimova, I. (2015) University Rankings as a Tool for Assessing the Quality of Education in the Context of Globalization. Asian Social Science, vol. 11, no. 10, pp. 292–298. (In Russ.).

Duderstadt, J. (2014) The impact of technology on discovery and learning in research universities. In: Preparing Universities for an Era of Change edited by Weber, L. and J. Duderstadt. Economica Ltd, France. P. 215–219.

Whitehead, F. (2012) Student recruitment strategy: four universities, five key questions. The Guardian, 13 November [online] Available at: https://www.theguardian.com/higher-education-network/blog/2012/nov/13/student-recruitment-strategy-international-universities (access date: 22.02.2017).

Shaw, J. (2013) University recruitment: one fifth of students say social media doesn't work. The Guardian, 17 April [online] Available at: https://www.theguardian.com/higher-education-network/blog/2013/apr/17/university-student-recruitment-social-media (access date: 24.02.2017).

Russell, P. (2011) Survey Finds Educational Institutions Developing Social Media Policies, Struggling with Resources and Measurement. Council for Advancement and Support of Education News Release, April 19 [online] Available at: http://www.case.org/about_case/newsroom/press_release_archive/socialmediasurvey2011.html (access date: 23.02.2017).

Schulz, S. A. (2006) Mastering the Admissions Game: Understanding the Enrollment Priorities and Recruitment Strategies of Master's Institutions : Diss. Of PhD. UA Campus Repository [online] Available at: http://arizona.openrepository.com/arizona/handle/10150/194679 (access date: 23.02.2017).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.3.19

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru