Северная Индия как территория миротворчества и культурного диалога

Андрей Владимирович Иванов, Светлана Михайловна Журавлева

Аннотация


В статье анализируется миротворческий потенциал Северной Индии — важнейшего региона Евразии, расположенного на стыке караванных путей, связывающих Индию с Ближним Востоком и Ираном, Средней Азией и Восточным Туркестаном, Тибетом и Китаем. В этом районе сохраняется уникальное культурно-языковое и этническое разнообразие, представляя фактически всю панораму народов Евразии в миниатюре.

Исходная методологическая установка авторов предполагает различение «кровавой истории», т. е. истории войн, межгосударственных конфликтов и борьбы за власть, дипломатических игр и обманов, религиозной и национальной розни, и «истории духа» (или «духовной истории»), т. е. появления и распространения созидательных идей, эпох мира и культурного творчества, когда побеждали мораль и религиозная терпимость, расцветали науки и искусства. История Северной Индии является едва ли не эталонным объектом в плане обнаружения эпох, имен и событий «духовной истории», а главный урок, который может быть из нее извлечен, — это реальный опыт миротворчества и продуктивного культурного диалога, который сохраняет свое значение и поныне. Для обоснования этого тезиса авторы обращаются к эпохе Маурьев, Кушанской империи, империи Гуптов и к периоду правления династии Великих моголов в Индии, где были заложены и во многом воплощены в жизнь важнейшие принципы индийского миротворчества: ненасилия (ахимсы), религиозного согласия, развития науки, искусства и литературы как важнейших средств осуществления продуктивного диалога между различными народами и религиозными традициями. Устанавливаются некоторые значимые параллели между традициями индийского и российского миротворчества, особенно при движении русских в Сибирь.

Делается вывод, что в нынешний год 70-летия установления дипломатических отношений между Россией и Республикой Индия обращение к идейному и практическому миротворческому наследию двух великих стран представляется особенно важным. 


Ключевые слова


Индия; Север Индии; миротворчество; ненасилие; религиозное согласие; культурный диалог; духовная история

Полный текст:

PDF

Литература


Бируни, А. (1995) Индия. М. : Ладомир. 727 с.

Бонгард-Левин, Г. М. (2003) Древняя Индия. История и культура. СПб. : Алетейя. 288 с.

Бэшем, А. (2007) Цивилизация Древней Индии. Екатеринбург : У-Фактория. 496 с.

Ванина, Е. Ю. (1997) Расцвет и падение империи Великих Моголов // Вопросы истории. № 12. С. 20–31.

Вивекананда, С. (1993) Всемирный Парламент религий. СПб. : Общество Рамакришны, фирма «Петроградский и К». 24 с.

Иванов, А. В. (2017a) Сибирь как территория мира // Сибирский философский журнал. Т. 15. № 1. С. 114–128.

Иванов, А. В. (2017b) Миротворческая миссия Сибири в современную эпоху // Сибирский философский журнал. Т. 15. № 2. С. 112–122.

Иванов, А. В., Фотиева, И. В. (2016) Место Индии в евразийском мировоззрении Рерихов // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 142–153. DOI: 10.17805/zpu.2016.4.12

Иванов, А. В., Фотиева, И. В., Шишин, М. Ю. (2006) Скрижали метаистории: творцы и ступени духовно-экологической цивилизации. Барнаул : Изд-во АлтГТУ. 449 с.

Индийские надписи (1990) // История и культура древней Индии: Тексты. М. : Изд-во МГУ. 352 с. С. 216–238.

Неру, Дж. (1987) Открытие Индии : в 2 кн. М. : Политиздат. Кн. 1. 460 с.

Рерих, Н. К. (1974) Из литературного наследия. М. : Изд-во «Изобразительное искусство». 476 с.

Рерих, Ю. Н. (2004) История Средней Азии : в 3 т. М. : Международный центр Рерихов. Т. 1. 470 с.

Халилов, А. Б., Эрман, В. Г. (1995) Предисловие // Бируни А. Индия. М. : Ладомир. 727 с. С. 7–53.

Handa, O. C. (2008) Panorama of Himalayan Architecture. Volume 1. Temples. New Delhi: Indus Publishing Company. 280 p.

Singh, M. G. (2010) Himachal Pradesh: History, Culture & Economy. Shimla : Minerva Publishers&Disributors. 334 р.

REFERENCES

Biruni, A. (1995) Indiia. Moscow, Ladomir. 727 p. (In Russ.).

Bongard-Levin, G. M. (2003) Drevniaia Indiia. Istoriia i kul'tura. St. Petersburg, Aleteiia. 288 p. (In Russ.).

Beshem, A. (2007) Tsivilizatsiia Drevnei Indii. Ekaterinburg, U-Faktoriia. 496 p. (In Russ.).

Vanina, E. Iu. (1997) Rastsvet i padenie imperii Velikikh Mogolov. Voprosy istorii, no. 12, pp. 20–31. (In Russ.).

Vivekananda, S. (1993) Vsemirnyi Parlament religii. St. Petersburg, Obshchestvo Ramakrishny, firma «Petrogradskii i K». 24 p. (In Russ.).

Ivanov, A. V. (2017a) Sibir' kak territoriia mira. Sibirskii filosofskii zhurnal, vol. 15, no. 1, pp. 114–128. (In Russ.).

Ivanov, A. V. (2017b) Mirotvorcheskaia missiia Sibiri v sovremennuiu epokhu. Sibirskii filosofskii zhurnal, vol. 15, no. 2, pp 112–122. (In Russ.).

Ivanov, A. V., Fotieva, I. V. (2016) Mesto Indii v evraziiskom mirovozzrenii Rerikhov. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 142–153. DOI: 10.17805/zpu.2016.4.12 (In Russ.).

Ivanov, A. V., Fotieva, I. V. and Shishin, M. Iu. (2006) Skrizhali metaistorii: tvortsy i stupeni dukhovno-ekologicheskoi tsivilizatsii. Barnaul, Izd-vo AltGTU. 449 p. (In Russ.).

Indiiskie nadpisi (1990). In: Istoriia i kul'tura drevnei Indii: Teksty. Moscow, Izd-vo MGU. 352 p. Pp. 216–238. (In Russ.).

Neru, Dzh. (1987) Otkrytie Indii : in 2 b. Moscow, Politizdat. Book 1. 460 p. (In Russ.).

Rerikh, N. K. (1974) Iz literaturnogo naslediia. Moscow, Izd-vo «Izobrazitel'noe iskusstvo». 476 p. (In Russ.).

Rerikh, Iu. N. (2004) Istoriia Srednei Azii : in 3 vol. Moscow, Mezhdunarodnyi tsentr Rerikhov. Vol. 1. 470 p. (In Russ.).

Khalilov, A. B. and Erman, V. G. (1995) Predislovie. In: Biruni A. Indiia. Moscow, Ladomir. 727 p. Pp. 7–53. (In Russ.).

Handa, O. C. (2008) Panorama of Himalayan Architecture. Vol. 1. Temples. New Delhi, Indus Publishing Company. 280 p.

Singh, M. G. (2010) Himachal Pradesh: History, Culture & Economy. Shimla, Minerva Publishers&Disributors. 334 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.3.11

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru