Проблемы понимания и воспитание

Валерий Андреевич Луков

Аннотация


Воспитание выступает одним из процессов формирования новых поколений в соответствии с культурными предпочтениями, культурными кодами той или иной страны. Оно планируется, конструируется по содержанию, осмысливается государственными органами и общественными организациями в соответствии с принятым в обществе (сообществе) представлением о патриоте, гражданине, защитнике Родины как в недалеком, так и в отдаленном будущем. Этим означенный процесс, идущий от древности, оказывается связанным с новейшими идеями по изменению природы человека. Но все ли тут известно и понятно? Изменившиеся обстоятельства не меняют ли смысл воспитания и не делают ли его рудиментом прошлого, ушедших веков? Данная статья рассматривает традиционные и новые обстоятельства воспитания и то, в какой мере оно должно учитывать фактор понимания в своих конструкциях, которые не могут не считаться с этими существенно изменившимися обстоятельствами. Автор показывает, что в тезаурусном подходе есть перспектива понимать под воспитанием не понятие (что нередко связывается с его подменой термином «социализация»), а концепт, т. е. союз логического смысла воспитания с его значимостью для субъекта и вытекающей из этого эмоции. В этом ключе воспитание оказывается не элементом знаниевой системы, а феноменом понимания, без которого невозможно эффективное воспитательное действие, в том числе и в стремительно меняющихся социальных условиях.

Ключевые слова


понимание; воспитание; тезаурусный подход; молодежь; «улучшение» человека

Полный текст:

PDF

Литература


Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 13.06.2017).

Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Законы, Кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29112014-n-2403-r/ (дата обращения: 13.06.2017).

О государственной молодежной политике : закон Республики Казахстан от 9 февраля 2015 г. № 285-V ЗРК [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000285 (дата обращения: 13.06.2017).

О Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее» : постановление Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 2013 г. № 191 [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1300000191 (дата обращения: 13.06.2017).

Андреева, Г. М. (1994) Социальная психология : учебник. М. : Наука. 324 с.

Бондаревская, Е. В. (2007) Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. № 8. С. 44–53.

Дежнев, В. Н., Новикова, О. В. (2015) Традиционные ценности: к определению понятия // Вестник Шадринского государственного педагогического института. № 4 (28). С. 71–74.

Дидро, Д. (1986) Принципы нравственной философии, или Опыт о достоинстве и добродетели, написанный милордом III*** // Дидро, Д. Сочинения : в 2 т. : пер. с фр. / сост., ред., вступ. ст. и примеч. В. Н. Кузнецова. М. : Мысль. Т. 1. 592 с. С. 58–163.

Дидро, Д. (1991) Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке» // Дидро, Д. Сочинения : в 2 т. : пер. с фр. / сост., ред., примеч. В. Н. Кузнецова. М. : Мысль. Т. 2. 604 с. С. 342– 506.

Дулина, Н. В., Ефимов, Е. Г., Небыков, И. А., Токарев, В. В. (2014) Социокультурное освоение виртуального пространства: опыт социологического анализа. Волгоград : Волгоградское научное издательство. 162 с.

Ефимов, Е. Г. (2015) Социальные интернет-сети (методология и практика исследования. Волгоград : Волгоградское научное издательство. 168 с.

Захаров, Н. В. (2008) Шекспиризм русской классической литературы: тезаурусный анализ. М. : Издательство Московского гуманитарного университета. 320 с.

Ильинский, И. М. (2011) Воспитание в индивидуализированном обществе // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 3–8.

Ильинский, И. М. (2014) Воспитание в уважении и любви // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 5–10.

Ильинский, И. М. (2016) Мы должны заниматься воспитанием // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 5–12. DOI: 10.17805/zpu.2016.2.1

Ильинский, И. М., Луков, В. А. (2015) О стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. № 1. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/6 (дата обращения: 12.06.2017). DOI: 10.17805/trudy.2015.1.6

Ильинский, И. М. (2016) О «правильном образовании» для России XXI века // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 5–31. DOI: 10.17805/zpu.2016.3.1

Ковалева, А. И. (1996) Социализация личности: норма и отклонение. М. : Ин-т молодежи 224 с.

Ковалева, А. И. (2004) Социализация // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 139–143.

Ковалева, А. И. (2016) Социализация молодежи [Электронный ресурс] // Социология молодежи. URL: http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/185-socializaciya-molodezhi.html (дата обращения: 14.06.2017).

Костина, А. В. (2009) Традиционная культура: к проблеме определения понятия [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 4. URL: http://www.zpujournal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina/ (дата обращения: 14.06.2017).

Кон, И. С. (1989) Психология ранней юности: Кн. для учителя. М. : Просвещение. 255 с.

Кондаков, М. И. (2007) Влияние социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. № 2. С. 97–100.

Ламажаа, Ч. К. (2012) Тезаурусный подход для тувиноведения // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 38–45.

Ламажаа, Ч. К. (2013) Архаизация общества: Тувинский феномен / предисл. В. Г. Федотовой. М. : Кн. дом «ЛИБРОКОМ». 272 с.

Луков, В. А. (2007) Воспитание и глобализация: Проблемы социологии воспитания. М. : Флинта : Наука. 144 с.

Луков, В. А. (2015) Воспитание // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 332–340. DOI: 10.17805/zpu.2015.3.29

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 784 с.

Луков, Вал. А. Луков, Вл. А. (2010) Гуманитарная экспертиза в сфере образования: анализ ответов экспертов на вопрос о содержании понятия «воспитание» // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 39–52.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2014) Методология тезаурусного подхода: стратегия понимания // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 18–35.

Луков, Вл. А. (2005) Мировая университетская культура // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 30–38.

Луков, Вл. А., Луков, В. А., Ковалева, А. И. (2006) Уроки Макаренко. М. : Издат. дом «Ключ С». 80 с.

Мудрик, А. В. (2004) Социализация человека. М. : Academia. 300 с.

Плешаков, В. А. (2005) Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности // Проблемы педагогического образования. № 21. С. 48–49.

Плешаков, В. А. (2010a) Интеграция, киберсоциализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве // Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. № 1. С. 27–31.

Плешаков, В. А. (2010b) Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. С. 15–18.

Плешаков, В. А. (2011) Теория киберсоциализации человека / под общ. ред. А. В. Мудрика. М. : МПГУ; «Homo Cyberus. 400 с.

Плешаков, В. А. (2012) Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’а до Homo Cyberus’а. М. : МПГУ. 212 с.

Плешаков, В. А., Плешакова, К. А. (2017) К проблеме духовно-нравственного воспитания в контексте киберсоциализации общества и человека [Электронный ресурс] // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». № 1 (2). URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_Pleshakova_K_probleme_duhovno-nravstvennogo_vospitanija_v_kontekste_kibersocializacii_obshhestva_i_cheloveka (дата обращения: 13.06.2017).

Погорский, Э. К. (2012) Инновационность молодежи как источник социокультурных изменений на этапе становления информационного общества : автореф. дис. … канд. филос. наук. М. 26 с.

Ситаров, В. А. (2016) Концепты воспитания: доступность понимания ключевого понятия и стереотипность его оценивания // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 32–39. DOI: 10.17805/zpu.2016.3.2

Ситаров, В. А., Романюк, Л. В., Луговой М. В. (2007) Жизнеспособность «Концепции воспитания жизнеспособных поколений» // Сибирский педагогический журнал. № 1. С. 134–137.

Совиньски, А. (2015) Дилемма союза обучения и воспитания в высшей школе // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 14–22. DOI: 10.17805/zpu.2015.2.2

Тищенко, П. Д., Юдин, Б. Г. (2015) Биоэтический анализ конвергентных технологий «улучшения» человека // Рабочие тетради по биоэтике. Вып. 20. М. : Изд-во МосГУ. С. 9–20.

Усманов, Б. Ф. (2015) Аксиомы воспитания и социализационные контексты воспитывающей среды // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 87–98. DOI: 10.17805/zpu.2015.2.9

Юдин, Б. Г. (2008) Медицина и конструирование человека // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 12–20.

Юдин, Б. Г. (2014) На пути к трансчеловеку // Гуманитарные ориентиры научного познания : сб. статей / отв. ред. П. Д. Тищенко. М. : Навигатор. 352 с. С. 341–351.

Astone, N. M., McLanahan, S. S. (1991) Family structure, parental practices, and high school completion // Amer. Sociol. Rev. No. 56. Pp. 309–320.

Baumrind, D. (1991) Parenting styles and adolescent development // Lerner, R., Peterson, A. C. and Brooks-Gunn, J. (eds.) The Encyclopedia of Adolescence, New York, Garland. 2 v. XXVI, 1222 p. Pp. 746–758.

Billig, M., Tajfel, H. (1973) Social categorization and similarity in intergroup behavior // European Journal of Social Psychology. No. 3 (1). Pp. 27–52.

Brooks, J. B. (2012) The Process of Parenting. 9th Edition. McGraw-Hill Higher Education. 656 p.

Clark, R. M. (1993) Homework-focused parenting practices that positively affect student achievement // Chavkin, N. F. (ed.), Families and Schools in a Pluralistic Society, Albany. State University of New York Press,288 p. Pp. 85–105.

Spera, Ch. (2005) A Review of the Relationship Among Parenting Practices, Parenting Styles, and Adolescent School Achievement // Educational Psychology Review, Vol. 17, No. 2. Pp. 125–146.

Sharon, T. (2014) Human Nature in an Age of Biotechnology: The Case for Mediated Posthumanism. Dordrecht, the Netherlands : Springer. 241 p.

Sherif, M., Harvey, O. J., White, B. J., Hood, W., Sherif, C. W. (1961) Intergroup Conflict and Cooperation: The Robbers Cave Experiment. Norman, OK : The University Book Exchange. 220 p.

Wilson, E. O. (1975) Sociobiology: The New Synthesis. Cambridge (Mass.) ; Lnd. : Harvard Univ. Press. 720 p.

Wilson, E. O. (2014) The Meaning of Human Existence. New York : W. W. Norton & Company Ltd. 207 p.

REFERENCES

Federal'nyi zakon ot 29 dekabria 2012 g. № 273-FZ (red. ot 29.07.2017) «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii». Stat'ia 2. Osnovnye poniatiia, ispol'zuemye v nastoiashchem Federal'nom zakone. Konsul'tantPlius [online] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (access date: 13.06.2017). (In Russ.).

Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 29 noiabria 2014 g. № 2403-r «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda». Zakony, Kodeksy i normativno-pravovye akty Rossiiskoi Federatsii [online] Available at: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29112014-n-2403-r/ (data obrashcheniia: 13.06.2017). (In Russ.).

O gosudarstvennoi molodezhnoi politike : zakon Respubliki Kazakhstan ot 9 fevralia 2015 g. № 285-V ZRK. Informatsionno-pravovaia sistema normativnykh pravovykh aktov Respubliki Kazakhstan [online] Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000285 (data obrashcheniia: 13.06.2017). (In Russ.).

O Kontseptsii gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Respubliki Kazakhstan do 2020 goda «Kazakhstan 2020: put' v budushchee» : postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazakhstan ot 27 fevralia 2013 g. № 191. Informatsionno-pravovaia sistema normativnykh pravovykh aktov Respubliki Kazakhstan [online] Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1300000191 (access date: 13.06.2017). (In Russ.).

Andreeva, G. M. (1994) Sotsial'naia psikhologiia : uchebnik. Moscow, Nauka. 324 p. (In Russ.).

Bondarevskaia, E. V. (2007) Tsennostnye osnovaniia lichnostno orientirovannogo vospitaniia. Pedagogika, no. 8, pp. 44–53. (In Russ.).

Dezhnev, V. N. and Novikova, O. V. (2015) Traditsionnye tsennosti: k opredeleniiu poniatiia. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta, no. 4 (28), pp. 71–74. (In Russ.).

Didro, D. (1986) Printsipy nravstvennoi filosofii, ili Opyt o dostoinstve i dobrodeteli, napisannyi milordom III***. In: Didro, D. Sochineniia : in 2 vol. : transl. from Fr. / comp., ed. by V. N. Kuznetsov. Moscow, Mysl'. Vol. 1. 592 p. Pp. 58–163. (In Russ.).

Didro, D. (1991) Posledovatel'noe oproverzhenie knigi Gel'vetsiia «O cheloveke» In: Didro, D. Sochineniia : in 2 vol. : transl. from Fr. / comp., ed. by V. N. Kuznetsov. Moscow, Mysl'. Vol. 2. 604 p. Pp. 342– 506. (In Russ.).

Dulina, N. V., Efimov, E. G., Nebykov, I. A. and Tokarev, V. V. (2014) Sotsiokul'turnoe osvoenie virtual'nogo prostranstva: opyt sotsiologicheskogo analiza. Volgograd, Volgogradskoe nauchnoe izdatel'stvo. 162 p. (In Russ.).

Efimov, E. G. (2015) Sotsial'nye internet-seti (metodologiia i praktika issledovaniia. Volgograd, Volgogradskoe nauchnoe izdatel'stvo. 168 p. (In Russ.).

Zakharov, N. V. (2008) Shekspirizm russkoi klassicheskoi literatury: tezaurusnyi analiz. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. 320 p. (In Russ.).

Il'inskii, I. M. (2011) Vospitanie v individualizirovannom obshchestve. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 3–8. (In Russ.).

Il'inskii, I. M. (2014) Vospitanie v uvazhenii i liubvi. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 5–10. (In Russ.).

Il'inskii, I. M. (2016) My dolzhny zanimat'sia vospitaniem. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 5–12. DOI: 10.17805/zpu.2016.2.1 (In Russ.).

Il'inskii, I. M. and Lukov, V. A. (2015) O strategii razvitiia vospitaniia v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, no. 1 [online] Available at: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/6 (access date: 12.06.2017). DOI: 10.17805/trudy.2015.1.6 (In Russ.).

Il'inskii, I. M. (2016) O «pravil'nom obrazovanii» dlia Rossii XXI veka. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 5–31. DOI: 10.17805/zpu.2016.3.1 (In Russ.).

Kovaleva, A. I. (1996) Sotsializatsiia lichnosti: norma i otklonenie. Moscow, In-t molodezhi. 224 p. (In Russ.).

Kovaleva, A. I. (2004) Sotsializatsiia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 139–143. (In Russ.).

Kovaleva, A. I. (2016) Sotsializatsiia molodezhi. Sotsiologiia molodezhi [online] Available at: http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/185-socializaciya-molodezhi.html (access date: 14.06.2017). (In Russ.).

Kostina, A. V. (2009) Traditsionnaia kul'tura: k probleme opredeleniia poniatiia. Informatsionno-gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie», no. 4 [online] Available at: http://www.zpujournal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina/ (access date: 14.06.2017). (In Russ.).

Kon, I. S. (1989) Psikhologiia rannei iunosti: kn. dlia uchitelia. Moscow, Prosveshchenie. 255 p. (In Russ.).

Kondakov, M. I. (2007) Vliianie sotsial'no-kul'turnykh faktorov na organizatsionno-pedagogicheskuiu deiatel'nost' uchrezhdenii kul'tury po vospitaniiu molodezhi. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, no. 2, pp. 97–100. (In Russ.).

Lamazhaa, Ch. K. (2012) Tezaurusnyi podkhod dlia tuvinovedeniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 38–45. (In Russ.).

Lamazhaa, Ch. K. (2013) Arkhaizatsiia obshchestva: Tuvinskii fenomen. Moscow, LIBROKOM. 272 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2007) Vospitanie i globalizatsiia: Problemy sotsiologii vospitaniia. Moscow, Flinta : Nauka. 144 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2015) Vospitanie. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 332–340. DOI: 10.17805/zpu.2015.3.29 (In Russ.).

Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2008) Tezaurusy: Sub"ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia. Moscow, Izd-vo Nats. in-ta biznesa. 784 p. (In Russ.).

Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2010) Gumanitarnaia ekspertiza v sfere obrazovaniia: analiz otvetov ekspertov na vopros o soderzhanii poniatiia «vospitanie». Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 39–52. (In Russ.).

Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2013) Tezaurusy II: Tezaurusnyi podkhod k ponimaniiu cheloveka i ego mira. Moscow, Izd-vo Nats. in-ta biznesa. 640 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2014) Metodologiia tezaurusnogo podkhoda: strategiia ponimaniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 18–35.

Lukov, Vl. A. (2005) Mirovaia universitetskaia kul'tura. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 30–38. (In Russ.).

Lukov, Vl. A., Lukov, V. A. and Kovaleva, A. I. (2006) Uroki Makarenko. Moscow, Izdat. dom «Kliuch S». 80 p. (In Russ.).

Mudrik, A. V. (2004) Sotsializatsiia cheloveka. Moscow, Academia. 300 p. (In Russ.).

Pleshakov, V. A. (2005) Virtual'naia sotsializatsiia kak sovremennyi aspekt kvazisotsializatsii lichnosti. Problemy pedagogicheskogo obrazovaniia, no. 21, pp. 48–49. (In Russ.).

Pleshakov, V. A. (2010a) Integratsiia, kibersotsializatsiia i sotsial'noe vospitanie: student i prepodavatel' v informatsionnom prostranstve. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. Nauchno-metodicheskii zhurnal, no. 1, pp. 27–31. (In Russ.).

Pleshakov, V. A. (2010b) Kibersotsializatsiia: sotsial'noe razvitie i sotsial'noe vospitanie sovremennogo cheloveka. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika, pp. 15–18. (In Russ.).

Pleshakov, V. A. (2011) Teoriia kibersotsializatsii cheloveka / ed. by A. V. Mudrik. Moscow, MPGU; «Homo Cyberus. 400 p. (In Russ.).

Pleshakov, V. A. (2012) Kibersotsializatsiia cheloveka: ot Homo Sapiens’a do Homo Cyberus’a. Moscow, MPGU. 212 p. (In Russ.).

Pleshakov, V. A. and Pleshakova, K. A. (2017) K probleme dukhovno-nravstvennogo vospitaniia v kontekste kibersotsializatsii obshchestva i cheloveka. Elektronnyi nauchno-publitsisticheskii zhurnal «Homo Cyberus», no. 1 (2) [online] Available at: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_Pleshakova_K_probleme_duhovno-nravstvennogo_vospitanija_v_kontekste_kibersocializacii_obshhestva_i_cheloveka (access date: 13.06.2017). (In Russ.).

Pogorskii, E. K. (2012) Innovatsionnost' molodezhi kak istochnik sotsiokul'turnykh izmenenii na etape stanovleniia informatsionnogo obshchestva : Thesis of Dis. … Candidate of Philosophy. Moscow. 26 p. (In Russ.).

Sitarov, V. A. (2016) Kontsepty vospitaniia: dostupnost' ponimaniia kliuchevogo poniatiia i stereotipnost' ego otsenivaniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 32–39. DOI: 10.17805/zpu.2016.3.2 (In Russ.).

Sitarov, V. A., Romaniuk, L. V. and Lugovoi M. V. (2007) Zhiznesposobnost' «Kontseptsii vospitaniia zhiznesposobnykh pokolenii». Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, no. 1, pp. 134–137. (In Russ.).

Sovin'ski, A. (2015) Dilemma soiuza obucheniia i vospitaniia v vysshei shkole. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 14–22. DOI: 10.17805/zpu.2015.2.2 (In Russ.).

Tishchenko, P. D. and Iudin, B. G. (2015) Bioeticheskii analiz konvergentnykh tekhnologii «uluchsheniia» cheloveka. Rabochie tetradi po bioetike, vol. 20. Moscow, Izd-vo MosGU. Pp. 9–20. (In Russ.).

Usmanov, B. F. (2015) Aksiomy vospitaniia i sotsializatsionnye konteksty vospityvaiushchei sredy. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 87–98. DOI: 10.17805/zpu.2015.2.9 (In Russ.).

Iudin, B. G. (2008) Meditsina i konstruirovanie cheloveka. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 12–20. (In Russ.).

Iudin, B. G. (2014) Na puti k transcheloveku. In: Gumanitarnye orientiry nauchnogo poznaniia : sb. statei / ed. by P. D. Tishchenko. Moscow, Navigator. 352 p. Pp. 341–351. (In Russ.).

Astone, N. M., McLanahan, S. S. (1991) Family structure, parental practices, and high school completion. Amer. Sociol. Rev., no. 56, pp. 309–320.

Baumrind, D. (1991) Parenting styles and adolescent development. In: Lerner, R., Peterson, A. C. and Brooks-Gunn, J. (eds.) The Encyclopedia of Adolescence. New York, Garland, 2 v. XXVI, 1222 p. Pp. 746–758.

Billig, M. and Tajfel, H. (1973) Social categorization and similarity in intergroup behavior. European Journal of Social Psychology, no. 3 (1), pp. 27–52.

Brooks, J. B. (2012) The Process of Parenting. 9th ed. McGraw-Hill Higher Education. 656 p.

Clark, R. M. (1993) Homework-focused parenting practices that positively affect student achievement. In: Chavkin, N. F. (ed.), Families and Schools in a Pluralistic Society, Albany, State University of New York Press. 288 p. Pp. 85–105.

Spera, Ch. (2005) A Review of the Relationship Among Parenting Practices, Parenting Styles, and Adolescent School Achievement. Educational Psychology Review, vol. 17, no. 2, pp. 125–146.

Sharon, T. (2014) Human Nature in an Age of Biotechnology: The Case for Mediated Posthumanism. Dordrecht, the Netherlands, Springer. 241 p.

Sherif, M., Harvey, O. J., White, B. J., Hood, W. and Sherif, C. W. (1961) Intergroup Conflict and Cooperation: The Robbers Cave Experiment. Norman, OK , The University Book Exchange. 220 p.

Wilson, E. O. (1975) Sociobiology: The New Synthesis. Cambridge (Mass.), London, Harvard Univ. Press. 720 p.

Wilson, E. O. (2014) The Meaning of Human Existence. New York, W. W. Norton & Company Ltd. 207 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.3.3

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru