«Мера за меру» У. Шекспира и мистерии: сюжет о воскрешении Лазаря

Наталия Витальевна Шипилова

Аннотация


В настоящей статье предпринимается попытка проанализировать традицию средневековой мистерии в «проблемной» пьесе «Мера за меру». Несмотря на использование Шекспиром итальянского источника, новеллы Джиральди Чинтио «История Эпитии» из сборника «Гекатомити», пьеса не превращается в полной мере в неоклассическую комедию в итальянском духе. Важность таких противопоставленных тем, как неправедный мирской суд и высшая справедливость Божьего суда, закон и милосердие, связывают шекспировский текст с проблематикой средневекового религиозного театра, а через нее — с евангельской традицией.

Пьесы, посвященные воскрешению Лазаря, имеются в сохранившихся текстах Йоркского, Честерского и Таунлийского циклов, а также в цикле пьес «города N». Хотя их композиционное расположение различно в разных циклах, значимость драмы о величайшем чуде Христа для жанра мистерии неоспорима.

Монолог Клаудио о смерти восходит к средневековой апокрифической традиции Visio Lazari, повлиявшей также на тексты мистерий, — рассказа воскресшего Лазаря о загробных муках. В то же время загадочное молчание закутанного в плащ Клаудио в финале пьесы может быть связано уже напрямую с текстом Евангелия от Иоанна, где воскресший Лазарь предстает перед скорбящими родными с лицом, обвязанным платком, и воспринято как воплощение тайны смерти.

Поведение Изабеллы и Марианы в заключительном акте даже внешне напоминает о Марии и Марфе, преклонивших колени перед Христом. Однако на этот раз они молят пощадить Анджело, и дарованное ему помилование позволяет говорить о хотя бы потенциальной возможности его раскаяния и духовного воскрешения. Наиболее сложной для интерпретации оказывается фигура Герцога: хотя его роль в сюжете может быть сопоставлена с ролью Христа в мистерии, он становится лишь отчасти богоподобной фигурой, но не Богом, а его слишком человеческие слабости и промахи позволяют пьесе сохранять баланс между аллегоричностью и психологизмом.


Ключевые слова


У. Шекспир; «Мера за меру»; Лазарь; мистерии; средневековый театр; история литературы; английская литература

Полный текст:

PDF

Литература


Холл, Дж. (2004) Словарь сюжетов и символов в искусстве : пер с англ. М. : АСТ. 655 с.

Шекспир, В. (1994) Мера за меру // Шекспир, В. Полное собрание сочинений : пер. с англ. М. : ТЕРРА. Т. 9. 624 с. С. 181–362.

Battenhouse, R. W. (1946) Measure for Measure and Christian Doctrine of the Atonement // PMLA. Vol. 61. № 4 (Dec.). P. 1029–1059. DOI: 10.2307/459104

Bradbrook, M. (1941) Authority, Truth, and Justice in Measure for Measure // The Review of English Studies. Vol. 17. № 68 (Oct.). Р. 385–399.

Brook, P. (1996) The Empty Space. New York : Touchstone. 176 p.

Cox, J. D. (1983) The Medieval Background of Measure for Measure // Modern Philology. Vol. 81. № 1 (Aug.). P. 1–13. DOI: 10.1086/391264

Groves, B. (2007) Texts and Traditions. Religion in Shakespeare 1592–1604. Oxford : Clarendon Press. xii, 231 p.

Shakespeare, W. (2006) Measure for Measure. Cambridge : Cambridge University Press. xiv, 221 p.

The Chester Cycle [Электронный ресурс] // From Stage to Page. URL: http://ummutility.umm.maine.edu/necastro/drama/chester/index.html (дата обращения: 28.02.2017).

The N-Town Cycle [Электронный ресурс] // From Stage to Page. URL: http://ummutility.umm.maine.edu/necastro/drama/ntown/index.html (дата обращения: 28.02.2017).

The Towneley Cycle [Электронный ресурс] // From Stage to Page. URL: http://ummutility.umm.maine.edu/necastro/drama/towneley/index.html (дата обращения: 29.03.2017).

Woolf, R. (1972) The English Mystery Plays. Berkeley ; Los Angeles : University of California Press. vi, 440 p.

REFERENCES

Hall, J. (2004) Slovar' siuzhetov i simvolov v iskusstve, transl. by Engl. Moscow, AST. 655 p. (In Russ.).

Shakespeare, W. (1994) Measure for Measure. In: Shakespeare, W. Polnoe sobranie sochinenii. Moscow, TERRA. Vol. 9. 624 p. Pp. 181–362. (In Russ.).

Battenhouse, R. W. (1946) ‘Measure for Measure’ and Christian Doctrine of the Atonement. PMLA, vol. 61, no. 4 (Dec.), pp. 1029–1059.

Bradbrook, M. (1941) Authority, Truth, and Justice in ‘Measure for Measure’. The Review of English Studies, vol. 17, no. 68 (Oct.), pp. 385–399.

Brook, P. (1996) The Empty Space. New York, Touchstone. 176 p.

Cox, J. D. (1983) The Medieval Background of ‘Measure for Measure’. Modern Philology, vol. 81, no. 1 (Aug.), pp. 1–13.

Groves, B. (2007) Texts and Traditions. Religion in Shakespeare 1592–1604. Oxford, Clarendon Press. xii, 231 p.

Shakespeare, W. (2006) Measure for Measure. Cambridge, Cambridge University Press. XIV, 221 p.

The Chester Cycle. From Stage to Page. From Stage to Page [online] Available at: http://ummutility.umm.maine.edu/necastro/drama/chester/index.html (access date 28.02.2017).

The N-Town Cycle. From Stage to Page. From Stage to Page [online] Available at: http://ummutility.umm.maine.edu/necastro/drama/ntown/index.html (access date 28.02.2017).

The Towneley Cycle. From Stage to Page. From Stage to Page [online] Available at: http://ummutility.umm.maine.edu/necastro/drama/towneley/index.html (access date 28.02.2017).

Woolf, R. (1972) The English Mystery Plays. Berkeley and Los Angeles, University of California Press. vi, 440 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.2.24

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru