Социальность учителей: внешние и внутренние условия
Аннотация
В статье исследуется проблема социальности педагогов и условий ее становления — внешних и внутренних. Социальность понимается автором как способность к общности с Другими (учащимися, коллегами, образовательными институциями), а социальность педагогов — как имеющая особенности в плане границ общности; модуса отношений с Другими и типа включенности в социум.
Вопрос о социальности учителей оказывается важен для прояснения истоков конформности в обществе и конформности в образовании. С чего начинается профессиональная конформность учителей? Автор вычленяет элементы социальности педагогов, в зависимости от которых определяются внутренние и внешние факторы.
Внутренние факторы выражены в профессиональном самосознании и представлены в комплексе пониманий, позиций, переживания личностных смыслов и личностной ответственности в самосознании учителя. Они составляют проблематику личной миссии учителя, определяют саму трактовку профессионального социума со стороны педагогов.
Внешние факторы относятся к уровню включения педагогов в профессиональный социум, бывают выражены в принципах организации педагогического социума. Их определяют институциональные и управленческие модели. Эти факторы выявляются в формировании социальных позиций педагогов, в принимаемой ими институциональной роли и т. д. В связи с этими позициями и ролями обычной для социума педагогов ситуацией оказывается противостояние активной административной «власти центра» и «власти периферии», или пассивного большинства.
Текущая общественная ситуация в России и на Западе определяется растущим влиянием идеологии неолиберализма. В образовании это влияние ведет к росту отчуждения учителей от их собственных ценностных оснований. Социальная идентичность учителей в педагогическом коллективе при этом может формироваться в двух направлениях: «принятой коллективной» (конформистской) или «рефлективной социальной» идентичности. Однако подлинная общность учительского сообщества возникает лишь во втором случае. Из внешних факторов важнейшим условием для этого является синергетический тип управления в образовании, о необходимости которого пишет автор.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Белкин, А. С., Сутырина А. Т. (2009) Ментально-миссионное направление в образовании. М. : Спутник+. 236 с.
Гусейнов, А. А. (2001) Свобода воли и ответственность. Спецкурс // История философии : учеб. пособие / под ред. Н. В. Мотрошиловой. М. : Феноменология-Герменевтика. 362 с. С. 194–284.
Зиммель, Г. (1996) Избранное : в 2 т. : пер. с нем. М. : Юрист. Т. 2. Созерцание жизни. 608 с.
Иванов, А. В. [Электронный ресурс] // Lib.ru. URL: http://lib.ru/RUFANT/IWANOW_A/geograf_globus_propil.txt_with-big-pictures.html (дата обращения: 20.11.2016).
Князева, Е. Н. (2011) Система и среда: сопряжение сложности, эмерджентности и управленческой активности // Сборник статей: Междисциплинарные проблемы средового подхода к инновационному развитию / под ред. В. Е. Лепского. М. : Когито-Центр. 240 с. С. 74–84.
Кожевникова, М. Н. (2016) Социальность подлинная и ложная как проблема философии образования // Социология образования. № 5. С. 44–54.
Кожевникова, М. Н. (2014) «Знающий выбирает свой путь всем сердцем…» Личная миссия учителя // Учитель наедине с собой : сб. науч. статей / ред.-сост. М. Н. Кожевникова. СПб. : Лема, ФГНУ ИПООВ РАО. 176 с. С. 41–58.
Кожевникова, М. Н. (2015) Субъектность ученика и автономия учителя: образовательно-философский анализ // Человек и образование. № 1 (42). С. 63–67.
Курлов, В. Ф. (2004) Интеракция институциональной миссии и социального запроса в системе школьного образования : дис. ... д-ра социол. наук. СПб. 331 с.
Малашкина, Е. С. (2007) Педагогическая деятельность как доброделание // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. № 6. С. 140–143.
Малашкина, Е. С. (2006) Феномен отношения учителя к профессиональной деятельности : дис. … канд. психол. наук. М. 123 с.
Малякова, Н. С. (2014) Миссия учителя отечественной школы: традиции и современность // Учитель наедине с собой : сб. науч. статей / ред.-сост. М. Н. Кожевникова. СПб. : Лема, ФГНУ ИПООВ РАО. 176 с. С. 17–31.
«Педагогическое сообщество» (2014) [Электронный ресурс] // Образование человека. Ассоциация развития образования. 30 мая. URL: http://www.o-ch.ru/teacher/seminar/may2014/ (дата обращения 20.11.2016).
Сидикеева, Ю. (2012) К вопросу об управлении в динамично изменяющихся условиях информационного общества // Информационные ресурсы России. № 3. С. 35–37.
Уткин, А. В. (2013) Миссия учителя как предмет теоретического осмысления в истории отечественного образования XVIII — начала XX века : дис. ... д-ра пед. наук. М. 499 с.
Хоркхаймер, М., Адорно, Т. В. (1997) Диалектика Просвещения : пер. с нем. М. ; СПб. : Медиум. Ювента. 312 с.
Buckmiller, T., Battistone, B., Brown, T., Courtney, M., Stewart, A. (2014) Synergistic Management and Learning Leadership: School Management Towards Instructional Leadership. CreateSpace Independent Pub. 134 p.
Caria, T. (2007) The Professional Culture of the primary school teacher in Portugal: A line of research undergoing development // Sisifo: Educational sciences journal. №. 3. P. 121–134.
The professional image and ethos of teachers. 24–25 April 2014 — Council of Europe — Strasbourg, France (2014) [Электронный ресурс] // Council of Europe. URL: http://www.coe.int/en/web/pestalozzi/professional-development (дата обращения 20.11.2016).
REFERENCES
Belkin, A. S. and Sutyrina A. T. (2009) Mental'no-missionnoe napravlenie v obrazovanii. Moscow, Sputnik+. 236 p. (In Russ.).
Guseinov, A. A. (2001) Svoboda voli i otvetstvennost'. Spetskurs. In: Istoriia filosofii : ucheb. posobie, ed. N. V. Motroshilovoi. Moscow, Fenomenologiia-Germenevtika. 362 p. Pp. 194–284. (In Russ.).
Zimmel', G. (1996) Izbrannoe : in 2 vol., transl. by Germ. Moscow, Iurist. Vol. 2. Sozertsanie zhizni. 608 p. (In Russ.).
Ivanov, A. V. Lib.ru [online] Available at: http://lib.ru/RUFANT/IWANOW_A/geograf_globus_propil.txt_with-big-pictures.html (access date: 20.11.2016). (In Russ.).
Kniazeva, E. N. (2011) Sistema i sreda: sopriazhenie slozhnosti, emerdzhentnosti i upravlencheskoi aktivnosti. In: Sbornik statei: Mezhdistsiplinarnye problemy sredovogo podkhoda k innovatsionnomu razvitiiu, ed. V. E. Lepskogo. Moscow, Kogito-Tsentr. 240 p. Pp. 74–84. (In Russ.).
Kozhevnikova, M. N. (2016) Sotsial'nost' podlinnaia i lozhnaia kak problema filosofii obrazovaniia. Sotsiologiia obrazovaniia, no. 5, pp. 44–54. (In Russ.).
Kozhevnikova, M. N. (2014) «Znaiushchii vybiraet svoi put' vsem serdtsem…» Lichnaia missiia uchitelia. In: Uchitel' naedine s soboi : sb. nauch. statei, ed. M. N. Kozhevnikova. St. Petersburg, Lema, FGNU IPOOV RAO. 176 p. Pp. 41–58. (In Russ.).
Kozhevnikova, M. N. (2015) Sub"ektnost' uchenika i avtonomiia uchitelia: obrazovatel'no-filosofskii analiz. Chelovek i obrazovanie, no. 1 (42), pp. 63–67. (In Russ.).
Kurlov, V. F. (2004) Interaktsiia institutsional'noi missii i sotsial'nogo zaprosa v sisteme shkol'nogo obrazovaniia : Dis. ... Doctor of History. St. Petersburg. 331 p. (In Russ.).
Malashkina, E. S. (2007) Pedagogicheskaia deiatel'nost' kak dobrodelanie. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta, issue 4: Pedagogika. Psikhologiia, no. 6, pp. 140–143. (In Russ.).
Malashkina, E. S. (2006) Fenomen otnosheniia uchitelia k professional'noi deiatel'nosti : Dis. … Candidate of Psychology. Moscow. 123 p. (In Russ.).
Maliakova, N. S. (2014) Missiia uchitelia otechestvennoi shkoly: traditsii i sovremennost'. Uchitel' naedine s soboi : sb. nauch. statei, ed. M. N. Kozhevnikova. St. Petersburg, Lema, FGNU IPOOV RAO. 176 p. Pp. 17–31. (In Russ.).
«Pedagogicheskoe soobshchestvo» (2014) Obrazovanie cheloveka. Assotsiatsiia razvitiia obrazovaniia. 30 May [online] Available at: http://www.o-ch.ru/teacher/seminar/may2014/ (access date: 20.11.2016). (In Russ.).
Sidikeeva, Iu. (2012) K voprosu ob upravlenii v dinamichno izmeniaiushchikhsia usloviiakh informatsionnogo obshchestva. Informatsionnye resursy Rossii, no. 3, pp. 35–37. (In Russ.).
Utkin, A. V. (2013) Missiia uchitelia kak predmet teoreticheskogo osmysleniia v istorii otechestvennogo obrazovaniia XVIII — nachala XX veka : Dis. ... Doctor of Pedagogy. Moscow. 499 p. (In Russ.).
Khorkkhaimer, M. and Adorno, T. V. (1997) Dialektika Prosveshcheniia, transl. by Germ. Moscow, St. Petersburg, Medium Iuventa. 312 p. (In Russ.).
Buckmiller, T., Battistone, B., Brown, T., Courtney, M. and Stewart, A. (2014) Synergistic Management and Learning Leadership: School Management Towards Instructional Leadership. CreateSpace Independent Pub. 134 p.
Caria, T. (2007) The Professional Culture of the primary school teacher in Portugal: A line of research undergoing development. Sisifo: Educational sciences journal, no. 3, pp. 121–134.
The professional image and ethos of teachers. 24–25 April 2014 — Council of Europe — Strasbourg, France (2014) Council of Europe [online] Available at: http://www.coe.int/en/web/pestalozzi/professional-development (access date: 20.11.2016).
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.2.18
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/