Образовательные практики в концептуальном поле социологии

Антонина Николаевна Пинчук

Аннотация


В статье анализируется феномен образовательных практик в современном образовательном пространстве. Образовательные практики рассматриваются в контексте модернизации российской системы образования. Особое внимание при этом уделяется информатизации образовательного процесса, которая способствует формированию новых видов образовательных практик. 

Анализ проблемы образовательных практик осуществляется сквозь призму социологии повседневности и социологии образования, которые позволяют более детально изучить особенности феномена образовательных практик.

Образовательные практики трактуются как совокупность опривыченных действий, навыков, сконструированных в условиях приобретения и усвоения определенных знаний, включающих в себя также типизированные способы поиска и отбора новой информации с помощью различных средств и ресурсов и типизированные способы взаимодействия с другими участниками учебного процесса. Образовательные практики отражают некие привычки учиться определенным образом, сформированные в ситуации решения познавательно-исследовательских задач. Они актуализируются в процессе интенсификации познавательного интереса и активности индивида. В рамках данного подхода появляется возможность зафиксировать и изучить спектр образовательных практик, распространенных в современном образовательном пространстве, с указанием особенностей их объективных и субъективных параметров. 


Ключевые слова


социальные практики; образовательные практики; формальное образование; неформальное образование; информальное образование; повседневная жизнь; рутинизация; российская система образования

Полный текст:

PDF

Литература


Балич Н. Л. (2013) Социальные практики и их роль в современном обществе // Социология: теория, методы, маркетинг. № 4. С. 69–78.

Бирюкова, И. К. (2012) Неформальное образование: понятие и сущность // Известия Волгоградск. гос. пед. ун-та. № 10. Т. 74. С. 18–20.

Бурдье, П. (2001) Практический смысл : пер. с фр. СПб. : Алетейя ; М. : Ин-т эксперимент. социологии. 562 с.

Бутонова, Н. В. (2012) Досуговые практики в современной культуре // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Т. 2. № 1. С. 201–210.

Власова, О. В. (2014) Молодежные субкультурные общности: образовательные практики в условиях северного города : автореф. дис. … канд. социол. наук. Екатеринбург. 26 с.

Волков, В. В. (1997) О концепции практик(и) в социальных науках // Социологические исследования. № 6. С. 9–23.

Волков, В. В., Хархордин, О. В. (2008) Теория практик. СПб. : Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге. 297 с.

Гарфинкель, Г. (2007) Исследования по этнометодологии : пер. с англ. СПб. : Питер. 335 с.

Гидденс, Э. (2005) Устроение общества. Очерк теории структурации. 2-е изд. М. : Академический Проект. 528 с.

Гудова, М. Ю. (2014) Чтение как культурная практика: обоснование методологии исследования // Вестн. Челябинск. Гос. академии культуры и искусств. № 3 (39). С. 82–88.

Дьяков, А. А. (2011) Практики как предмет социально-философского дискурса // Вестн. Поволж. ин-та управления. № 3. С. 208–213.

Захаров, А. Б., Фрумин, И. Д., Кузьминов, Я. И. (2011) Российская школа: альтернатива модернизации сверху // Вопросы образования. № 3. С. 5–53.

Иванова, Н. А. (2014) Социальные практики: условие возможности, сущность и многообразие форм // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. № 17. С. 76–82.

Королева Д. О. (2016) Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. № 1. С. 205–224. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-205-224

Лебедев, О. Е. (2009) Результаты школьного образования в 2020 г. // Вопросы образования. № 1. С. 40–59.

Радкевич, А. Л. (2009) Интернет-аудитория в России: состояние, динамика, тенденции // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 230–236.

Селиверстова, Н. А. (2011) Социальные практики чтения контента Интернета в студенческой среде // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 213–217.

Селиверстова, Н. А. (2015) Образовательный опыт как понятие социологии // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 79–87. DOI: 10.17805/zpu.2015.2.8

Селиверстова, Н. А. (a) Образовательные практики [Электронный ресурс] // Социология молодежи. Электронная энциклопедия. URL: http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/youth/278-obrazovatelnye-praktiki.html (дата обращения: 10.09.2016).

Селиверстова, Н. А. (b) Образовательный опыт молодежи [Электронный ресурс] // Социология молодежи. Электронная энциклопедия. URL: http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/youth/19-obrazovatelnyy-opyt-molodezhi.html (дата обращения: 10.09.2016).

Селиверстова, Н. А., Юмашева, Н. Д. (2009) Чтение в студенческой среде: опыт социологического исследования. М. : Российская книжная палата. 108 с.

Смирнова, Е. А. (2015) Теоретико-концептуальные подходы к изучению феномена социальной практики // Экология человека. № 1. С. 40–48.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. URL: base.garant.ru/70512244 (дата обращения: 08.09.2016).

Шувалова, О. Р. (2010) Международные индикаторы участия населения в непрерывном образовании // Вопросы образования. № 2. С. 178–186.

REFERENCES

Balich N. L. (2013) Sotsial'nye praktiki i ikh rol' v sovremennom obshchestve. Sotsiologiia: teoriia, metody, marketing, no. 4, pp. 69–78. (In Russ.).

Biriukova, I. K. (2012) Neformal'noe obrazovanie: poniatie i sushchnost'. Izvestiia Volgogradsk. gos. ped. un-ta, no. 10, vol. 74, pp. 18–20. (In Russ.).

Bourdieu, P. (2001) Prakticheskii smysl. St. Petersburg, Aleteiia; Moscow, In-t eksperiment. sotsiologii. 562 p. (In Russ.).

Butonova, N. V. (2012) Dosugovye praktiki v sovremennoi kul'ture. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, vol. 2, no. 1, pp. 201–210. (In Russ.).

Vlasova, O. V. (2014) Molodezhnye subkul'turnye obshchnosti: obrazovatel'nye praktiki v usloviiakh severnogo goroda : Thesis of Diss. … Candidate of Sociology. Ekaterinburg. 26 p. (In Russ.).

Volkov, V. V. (1997) O kontseptsii praktik(i) v sotsial'nykh naukakh. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 6, pp. 9–23. (In Russ.).

Volkov, V. V. and Kharkhordin, O. V. (2008) Teoriia praktik. St. Petersburg, Izd-vo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge. 297 p. (In Russ.).

Garfinkel, G. (2007) Issledovaniia po etnometodologii. St. Petersburg, Piter. 335 p. (In Russ.).

Giddens, A. (2005) Ustroenie obshchestva. Ocherk teorii strukturatsii. 2e ed. Moscow, Akademicheskii Proekt. 528 p. (In Russ.).

Gudova, M. Yu. (2014) Chtenie kak kul'turnaia praktika: obosnovanie metodologii issledovaniia. Vestn. Cheliabinsk. Gos. akademii kul'tury i iskusstv, no. 3 (39), pp. 82–88. (In Russ.).

D'iakov, A. A. (2011) Praktiki kak predmet sotsial'no-filosofskogo diskursa. Vestn. Povolzh. in-ta upravleniia, no. 3, pp. 208–213. (In Russ.).

Zakharov, A. B., Frumin, I. D. and Kuz'minov, Ya. I. (2011) Rossiiskaia shkola: al'ternativa modernizatsii sverkhu. Voprosy obrazovaniia, no. 3, pp. 5–53. (In Russ.).

Ivanova, N. A. (2014) Sotsial'nye praktiki: uslovie vozmozhnosti, sushchnost' i mnogoobrazie form. Vestn. Cheliabinsk. gos. un-ta, no. 17, pp. 76–82. (In Russ.).

Koroleva D. O. (2016) Vsegda onlain: ispol'zovanie mobil'nykh tekhnologii i sotsial'nykh setei sovremennymi podrostkami doma i v shkole. Voprosy obrazovaniia, no. 1, pp. 205–224. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-205-224 (In Russ.).

Lebedev, O. E. (2009) Rezul'taty shkol'nogo obrazovaniia v 2020 g. Voprosy obrazovaniia, no. 1, pp. 40–59. (In Russ.).

Radkevich, A. L. (2009) Internet-auditoriia v Rossii: sostoianie, dinamika, tendentsii. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 230–236. (In Russ.).

Seliverstova, N. A. (2011) Sotsial'nye praktiki chteniia kontenta Interneta v studencheskoi srede. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 213–217. (In Russ.).

Seliverstova, N. A. (2015) Obrazovatel'nyi opyt kak poniatie sotsiologii. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 79–87. DOI: 10.17805/zpu.2015.2.8 (In Russ.).

Seliverstova, N. A. (a) Obrazovatel'nye praktiki. Sotsiologiia molodezhi. Elektronnaia entsiklopediia [online] Available at: http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/youth/278-obrazovatelnye-praktiki.html (access data: 10.09.2016). (In Russ.).

Seliverstova, N. A. (b) Obrazovatel'nyi opyt molodezhi. Sotsiologiia molodezhi. Elektronnaia entsiklopediia [online] Available at: http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/youth/19-obrazovatelnyy-opyt-molodezhi.html (access data: 10.09.2016). (In Russ.).

Seliverstova, N. A. and Iumasheva, N. D. (2009) Chtenie v studencheskoi srede: opyt sotsiologicheskogo issledovaniia. Moscow, Rossiiskaia knizhnaia palata. 108 p. (In Russ.).

Smirnova, E. A. (2015) Teoretiko-kontseptual'nye podkhody k izucheniiu fenomena sotsial'noi praktiki. Ekologiia cheloveka, no. 1, pp. 40–48. (In Russ.).

Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart doshkol'nogo obrazovaniia (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 17 oktiabria 2013 g. № 1155). Informatsionno-pravovoi portal GARANT.RU [online] Available at: base.garant.ru/70512244 (access data: 08.09.2016). (In Russ.).

Shuvalova, O. R. (2010) Mezhdunarodnye indikatory uchastiia naseleniia v nepreryvnom obrazovanii. Voprosy obrazovaniia, no. 2, pp. 178–186.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.4.29

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru