«Простая» и «трудная» проблемы искусственного интеллекта в аналитической философии сознания

Анастасия Сергеевна Гау

Аннотация


Данная статья посвящена рассмотрению двух основных аспектов проблематики искусственного интеллекта в современной аналитической философии сознания. Выделение из сферы метального двух ее аспектов — психологического и феноменального — позволяет, по аналогии с выделением двух аспектов соотношения телесного и ментального — говорить о существовании «простой» и «трудной» проблемы искусственного интеллекта.

Сущность «простой» проблемы искусственного интеллекта состоит в исследовании возможностей достижения ситуации возникновения психологического сознания на основе воспроизведения основ работы естественного человеческого мозга; сущность «трудной» — в изучении возможности переживания феноменальных ментальных состояний в рамках нейрокомпьютерной модели сознания.

В свою очередь, «трудная» проблема искусственного интеллекта предстает в двух аспектах. Первый из них связан с вопросом о возможности формализации работы мозга, предполагающей не только физическое воссоздание человеческого мозга, но и имеющей своим следствием возникновение феноменального сознания. Второй же аспект состоит в вопросе о том, можно ли вообще говорить о наличии сознания, применительно к искусственной системе.

На основании представленного анализа делается вывод о том, что вопрос о возможности создания искусственного интеллекта является не столь существенным для исследования проблемы сознания. Сегодня философии необходимо «вынести за скобки» проблему возможности возникновения сознания в системе, манипулирующей физическими символами в соответствии с правилами, учитывающими их структуру, и сосредоточиться на исследовании свойств искусственного интеллекта безотносительно его технической составляющей. Это поставит нас перед одной из наиболее интересных проблем современной аналитической философии сознания, решение которой откроет совершенно новые перспективы в этой области.


Ключевые слова


аналитическая философия; искусственный интеллект; ментальные состояния; сознание; нейрокомпьютерная модель

Полный текст:

PDF

Литература


Чалмерс, Д. (2013) Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории : пер. с англ. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 509 с.

Boden, M. A. (1973) How artificial is artificial intelligence? // The British Journal for the Philosophy of Science. Vol 24. № 1. P. 61–72.

Guttenplan, S. (1988) Thinking Machines: The Evolution of Artificial Intelligence // Journal of Design History. № 1. P. 151–152. DOI: 10.1093/jdh/1.2.151

Harmer, J. (2010) All in the Mind? // The Cambridge Quarterly. № 39. P. 385–391. DOI: 10.1093/camqtly/bfq026

Helman, D. H. (1987) Realism and Antirealism in Artificial Intelligence // The British Journal for the Philosophy of Science. Vol 38. № 1. P. 19–26.

Hochstein, E. (2016) Categorizing the Mental // The Philosophical Quarterly. № 66. P. 745–759. DOI:10.1093/pq/pqw001

Moor, J. H. (1978) Three Myths of Computer Science // The British Journal for the Philosophy of Science. Vol 29. № 3. P. 213–222.

Sanders, J. T. (1985) Experience, Memory and Intelligence // The Monist. Vol 68. № 4. P. 507–521.

Searle, J. R. (1990) Is the brain's mind a computer program? // Scientific American. № 3. Р. 26–31.

Searle, J. R. (1980) Minds, Brains, and Programs // The Behavioral and Brain Sciences. № 3. Р. 417–457.

Weisberg, J. (2011) Subjective Consciousness: A Self-Representational Theory, by Uriah Kriegel // Mind. № 120. Р. 538–542. DOI: 10.1093/mind/fzr042

Williamson, J. (2003) Abduction, Reason, and Science: Processes of Discovery and Explanation // The British Journal for the Philosophy of Science. № 54. P. 353–358.

REFERENCES

Chalmers, D. (2013) Soznaiushchii um: V poiskakh fundamental'noi teorii. Moscow, Knizhnyi dom «LIBROKOM». 509 p. (In Russ.).

Boden, M. A. (1973) How artificial is artificial intelligence? The British Journal for the Philosophy of Science, vol. 24. no. 1. pp. 61–72.

Guttenplan, S. (1988) Thinking Machines: The Evolution of Artificial Intelligence. Journal of Design History, no. 1, pp. 151–152. DOI: 10.1093/jdh/1.2.151

Harmer, J. (2010) All in the Mind? The Cambridge Quarterly, no. 39, pp. 385–391. DOI: 10.1093/camqtly/bfq026

Helman, D. H. (1987) Realism and Antirealism in Artificial Intelligence. The British Journal for the Philosophy of Science, vol. 38, no. 1, pp. 19–26.

Hochstein, E. (2016) Categorizing the Mental. The Philosophical Quarterly, no. 66, pp. 745–759. DOI:10.1093/pq/pqw001

Moor, J. H. (1978) Three Myths of Computer Science. The British Journal for the Philosophy of Science, Vol. 29, no. 3, pp. 213–222.

Sanders, J. T. (1985) Experience, Memory and Intelligence. The Monist, vol. 68, no. 4, pp. 507–521.

Searle, J. R. (1990) Is the brain's mind a computer program? Scientific American, no. 3, pp. 26–31.

Searle, J. R. (1980) Minds, Brains, and Programs. The Behavioral and Brain Sciences, no. 3, pp. 417–457.

Weisberg, J. (2011) Subjective Consciousness: A Self-Representational Theory, by Uriah Kriegel. Mind, no. 120, pp. 538–542. DOI: 10.1093/mind/fzr042

Williamson, J. (2003) Abduction, Reason, and Science: Processes of Discovery and Explanation. The British Journal for the Philosophy of Science, no. 54, pp. 353–358.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.4.27

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru