Педагогический менеджмент: историографический обзор

Оксана Анатольевна Косинова

Аннотация


Педагогический менеджмент является в настоящее время отдельным направлением подготовки в системе педагогического образования. Теория управления как система организованного знания насчитывает более ста лет и одновременно является интенсивно развивающейся отраслью знания, все более приобретающего характер междисциплинарного. Современный отечественный педагогический менеджмент, с одной стороны, базируется на зарубежных разработках, с другой стороны, будучи имманентно связанным с опытом и практикой современного российского образования, развивается как оригинальная теория.

Историографический обзор данной области знания позволяет проследить изменения управленческих подходов от технократического, представлявшего трудовую деятельность как часть производственного процесса, к личностно обусловленной парадигме, интегрирующей психолого-педагогические закономерности.

Западная теория управления включала в себя: «подход научного управления», теорию «человеческих взаимоотношений», теорию принятия управленческих решений, теорию стратегий, теорию устойчивого развития и глобального «менеджмента без границ». В отечественной науке и практике управления образованием в силу социально-политических условий 1930-х годов административный подход, реализованный в принципах школоведения, возобладал над педологической позицией, нацеленной на гибкий подход к управлению образованием на основе учёта личностных потребностей и социальных реалий.

Современный взгляд, реализованный в «новой управленческой парадигме», сочетает в себе возврат к принципам организации педагогического процесса и новационные теории, наиболее ярко представленные в теме образовательной среды.


Ключевые слова


педагогический менеджмент; историография; обзор; теория педагогики; история педагогики

Полный текст:

PDF

Литература


Блейк, Р. Р., Моутон, Д. С. (1990) Научные методы управления. Киев : Наук. думка. 340 с.

Блонский, П. П. (1999) Педология : кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 288 с.

Богуславский, М. В. (2011) Процесс развития отечественной педагогики ХХ века: проблема моделирования // Развитие педагогического знания в науке и образовании. Материалы XXVII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки Российской академии образования / под ред. М. В. Богуславского, Т. Б. Игнатьевой. М. ; Тверь : Научная книга. 432 с. С. 26–32.

Ганелин, Ш. И. (1961) Принципы дидактики в их взаимосвязи у классиков педагогики (Я. А. Коменский, А Дистервег, К. Д. Ушинский) // Советская педагогика. № 5. С. 121–134.

Гастев, А. К. (1924) Как надо работать : Практическое введение в науку организации труда. 2-е изд. М. : ВЦСПС. 116 с.

Гончаров, М. А. (2008) Основы менеджмента в образовании : учебное пособие. 2-е изд., стер. М. : КНОРУС. 480 с.

Грейсон, Дж. К., О'Делл, К. (1991) Американский менеджмент на пороге XXI века : пер. с англ. М. : Экономика. 320 с.

Днепров, Э. Д. (2011) Аппаратный суррогат «национального проекта» в образовании // Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. М. : Мариос. 472 с. С. 414–421.

Днепров, Э. Д. (2013) Верю в учителя // Днепров Э. Д. Вехи образовательной политики. Избранные статьи и материалы. 1987–2012 годы / сост. Р. Ф. Усачева, Т. Н. Храпунова. М. : Мариос. Ч. 1. 624 с. С. 12–16.

Ерманский, О. А. (1925) Научная организация труда и производства и система Тэйлора. 4-е изд. М. : Гос. изд. 380, VIII с.

Ильинский, И. М. (2014) Воспитание в уважении и любви // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 5–10.

Иорданский, Н. Н. (1929) Школоведение. Руководство для массового учителя. Изд. 4-е. М. : «Работник просвещения», 21-я тип. «Мосполиграф». 301, [3] с.

Кантер, Р. М. (2007) Уверенность. Как начинаются и заканчиваются циклы побед и поражений / пер. с англ. А. Кандауров, Э. Николаева. М. : Олимп-Бизнес. 462, [1] с.

Каптерев П. Ф. (1982) Избранные педагогические сочинения / сост. П. А. Лебедев, под ред. А. М. Арсеньева. М. : Педагогика. 699 с.

Константинов, Н. А., Медынский, Е. Н. (1948) Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М. : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР. 471, [1] с.

Константинов, Н. А., Медынский, Е. Н., Шабаева, М. Ф. (1982) История педагогики : учебник для студентов пед. ин-тов. 5-е изд., доп. и перераб. М. : Просвещение. 447 с.

Корнетов, Г. Б. (2016) Педагогика: теория и история : учеб. пособие. 3-е изд., перераб., доп. М. : АСОУ. 472 с.

Крупская, Н. К. (1958) Педагогические сочинения. М. : Изд-во АПН РСФСР. Т. 2. Общие вопросы педагогики; Организация народного образования в СССР / под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, Н. А. Константинова; подгот. текста и примеч. П. И. Куликова. 744 с.

Ленин, В. И. (1969) Речь на II Всероссийском съезде учителей-интернационалистов 18 января 1919 г. // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5 изд. М. : Политиздат. Т. 37. Июль 1918 — март 1919. 475 с.

Луначарский, А. В. (1922) Какая школа нужна пролетарскому государству. Доклад на диспуте в Доме Союзов 4 декабря 1922 г. // Вестник просвещения. № 10. С. 1–29.

Мануйлов, Ю. С. (2002) Средовой подход в воспитании. 2-е изд., перераб. М. ; Н. Новгород : Ун-т Рос. акад. Образования. 155 с.

Маслоу А. (2008) Мотивация и личность : пер. с англ. 3-е изд. СПб. : Питер. 352 с.

Питерс, Т., Уотермен, Р. (1986) В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) : пер. с англ. М. : Прогресс. 424 с.

Руссо, Ж.-Ж. (1981) Педагогические сочинения : в 2 т. / под ред. [и с вступит. статьей Г. Н. Джибладзе]. М. : Педагогика. Т. 1. 653 с.

Ситаров, В. А. (2014) Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 18–24.

Таунсенд, Р. (1991) Секреты управления, или Как удержать компанию от подавления инициативы людей и снижения прибыли. М. : Интерконтакт. 91 с.

Тейлор, Ф. У. (1924) Научная организация труда / с предисл. П. М. Керженцева ; пер. с англ. М. : Транспечать. 292 с.

Триандис, Г. К. (2007) Культура и социальное поведение / пер. В. Соснин. М. : Форум. 384 с.

Шендрик, И. Г. (2004) Проектирование образовательного пространства взрослого человека : Ч. 1. Теоретико-методологические предпосылки // Педагогика. № 5. С. 119–122.

Ясвин, В. А. (2001) Образовательная среда от моделирования к проектированию. 2-е изд., испр. и доп. М. : Смысл. 366 с.

REFERENCES

Blake, R. R. and Mowton, D. S. (1990) Nauchnye metody upravleniia. Kiev, Nauk. dumka. 340 p. (In Russ.).

Blonskii, P. P. (1999) Pedologiia : kn. dlia prepodavat. i stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii, ed. V. A. Slastenina. Moscow, Gumanit. izd. tsentr VLADOS. 288 p. (In Russ.).

Boguslavskii, M. V. (2011) Protsess razvitiia otechestvennoi pedagogiki KhKh veka: problema modelirovaniia. In: Razvitie pedagogicheskogo znaniia v nauke i obrazovanii. Materialy XXVII sessii Nauchnogo Soveta po problemam istorii obrazovaniia i pedagogicheskoi nauki Rossiiskoi akademii obrazovaniia, ed. M. V. Boguslavskii and T. B. Ignat'eva. Moscow, Tver', Nauchnaia kniga. 432 p. Pp. 26–32. (In Russ.).

Ganelin, Sh. I. (1961) Printsipy didaktiki v ikh vzaimosviazi u klassikov pedagogiki (Ia. A. Komenskii, A Disterveg, K. D. Ushinskii). Sovetskaia pedagogika, no. 5, pp. 121–134. (In Russ.).

Gastev, A. K. (1924) Kak nado rabotat' : Prakticheskoe vvedenie v nauku organizatsii truda. 2e ed. Moscow, VTsSPS. 116 p. (In Russ.).

Goncharov, M. A. (2008) Osnovy menedzhmenta v obrazovanii : uchebnoe posobie. 2e ed. Moscow, KNORUS. 480 p. (In Russ.).

Grayson, J.C. and O'Dell, C. (1991) Amerikanskii menedzhment na poroge XXI veka. Moscow, Ekonomika. 320 p. (In Russ.).

Dneprov, E. D. (2011) Apparatnyi surrogat «natsional'nogo proekta» v obrazovanii. In: Dneprov E. D. Noveishaia politicheskaia istoriia rossiiskogo obrazovaniia: opyt i uroki. Moscow, Marios. 472 p. Pp. 414–421. (In Russ.).

Dneprov, E. D. (2013) Veriu v uchitelia. In: Dneprov E. D. Vekhi obrazovatel'noi politiki. Izbrannye stat'i i materialy. 1987–2012 gody, comp. R. F. Usacheva and T. N. Khrapunova. Moscow, Marios. Vol. 1. 624 p. Pp. 12–16. (In Russ.).

Ermanskii, O. A. (1925) Nauchnaia organizatsiia truda i proizvodstva i sistema Teilora. 4e ed. Moscow, Gos. izd. 380, VIII p. (In Russ.).

Ilinskiy, I. M. (2014) Vospitanie v uvazhenii i liubvi. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 5–10. (In Russ.).

Iordanskii, N. N. (1929) Shkolovedenie. Rukovodstvo dlia massovogo uchitelia. 4e ed. Moscow, Rabotnik prosveshcheniia, 21-ia tip. Mospoligraf. 301, [3] p. (In Russ.).

Kanter, R. M. (2007) Uverennost'. Kak nachinaiutsia i zakanchivaiutsia tsikly pobed i porazhenii. Moscow, Olimp-Biznes. 462, [1] p. (In Russ.).

Kapterev, P. F. (1982) Izbrannye pedagogicheskie sochineniia, comp. P. A. Lebedev, ed. A. M. Arsen'eva. Moscow, Pedagogika. 699 p. (In Russ.).

Konstantinov, N. A. and Medynskii, E. N. (1948) Ocherki po istorii sovetskoi shkoly RSFSR za 30 let. Moscow, Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel'stvo Ministerstva prosveshcheniia RSFSR. 471, [1] p. (In Russ.).

Konstantinov, N. A., Medynskii, E. N. and Shabaeva, M. F. (1982) Istoriia pedagogiki : uchebnik dlia studentov ped. in-tov. 5e ed. Moscow, Prosveshchenie. 447 p. (In Russ.).

Kornetov, G. B. (2016) Pedagogika: teoriia i istoriia : ucheb. posobie. 3e ed. Moscow, ASOU. 472 p. (In Russ.).

Krupskaia, N. K. (1958) Pedagogicheskie sochineniia. Moscow, Izd-vo APN RSFSR. Vol. 2. Obshchie voprosy pedagogiki; Organizatsiia narodnogo obrazovaniia v SSSR, ed. N. K. Goncharova, I. A. Kairova and N. A. Konstantinova. 744 p. (In Russ.).

Lenin, V. I. (1969) Rech' na II Vserossiiskom s’ezde uchitelei-internatsionalistov 18 ianvaria 1919 g. In: Lenin V. I. Polnoe sobranie sochinenii. 5e ed. Moscow, Politizdat. Vol. 37. Yule 1918 — Mart 1919. 475 p. (In Russ.).

Lunacharskii, A. V. (1922) Kakaia shkola nuzhna proletarskomu gosudarstvu. Doklad na dispute v Dome Soiuzov 4 dekabria 1922 g. Vestnik prosveshcheniia, no. 10, pp. 1–29. (In Russ.).

Manuilov, Yu. S. (2002) Sredovoi podkhod v vospitanii. 2e ed. Moscow, Nizhnii Novgorod, Un-t Ros. akad. obrazovaniia. 155 p. (In Russ.).

Maslow, A. (2008) Motivatsiia i lichnost'. 3e ed. St. Petersburg, Piter. 352 p. (In Russ.).

Peters, T. and Waterman, R. (1986) V poiskakh effektivnogo upravleniia (opyt luchshikh kompanii). Moscow, Progress. 424 s. (In Russ.).

Russeau, J.J. (1981) Pedagogicheskie sochineniia : in 2 vol., ed. G. N. Dzhibladze. Moscow, Pedagogika. Vol. 1. 653 p. (In Russ.).

Sitarov, V. A. (2014) Pedagogicheskii menedzhment kak teoriia i praktika upravleniia obrazovatel'nym protsessom. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 18–24. (In Russ.).

Townsend, R. (1991) Sekrety upravleniia, ili Kak uderzhat' kompaniiu ot podavleniia initsiativy liudei i snizheniia pribyli. Moscow, Interkontakt. 91 p. (In Russ.).

Taylor, F.W. (1924) Nauchnaia organizatsiia truda. Moscow, Transpechat'. 292 p. (In Russ.).

Triandis, G. K. (2007) Kul'tura i sotsial'noe povedenie. Moscow, Forum. 384 p. (In Russ.).

Shendrik, I. G. (2004) Proektirovanie obrazovatel'nogo prostranstva vzroslogo cheloveka : vol. 1. Teoretiko-metodologicheskie predposylki. Pedagogika, no. 5, pp. 119–122. (In Russ.).

Yasvin, V. A. (2001) Obrazovatel'naia sreda ot modelirovaniia k proektirovaniiu. 2e ed. Moscow, Smysl. 366 s. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.4.17

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru