Постдраматический режиссер / зритель и современный московский театральный контекст

Галина Андреевна Шматова

Аннотация


Одно из центральных положений книги Х.-Т. Лемана «Постдраматический театр» (1999 г., изданной на русском языке в 2013 г.) связано с переосмыслением роли зрителя в современном театре. Согласно Леману, зритель больше не пассивный объект воздействия зрелища, он становится полноправным соавтором театрального представления. Режиссер в этой новой системе театральной коммуникации лишается исключительного права на смысл постановки, на однозначное, не предполагающее спектра трактовок «послание» публике.

Цель данной статьи — рассмотреть, применимы ли тезисы Лемана к актуальным условиям театральной коммуникации в г. Москве. Для этого проанализировано интервью театрального режиссера Константина Богомолова по поводу отмены премьеры в 2013 г. спектакля «Карамазовы» в Московском Художественном театре им. А. П. Чехова. Мнение зрителей проанализировано на примере их отзывов в Интернете, в социальных сетях. Несмотря на то что К. Богомолов представляется в прессе и репликах театральной общественности в пространстве социальных сетей как один из наиболее радикальных современных экспериментаторов, его высказывание строится не по постмодернистской, а по модернистской модели: функцию режиссера-«творца» он видит в том, чтобы ставить «объективные» диагнозы своему времени, зрителю же остается лишь достаточно пассивно воспринять высказывание режиссера. Сотворчества и сотрудничества в данном случае не предполагается. Однако и высказывания зрителей показывают, что сильна тенденция отношения к театру как к культурно-просветительской институции, а к режиссеру — как к тому, кто предъявит ясное и однозначное высказывание. Зритель сам себе отводит пассивную роль.

Таким образом, понятие эксперимента, а также представления о разделяемой в пространстве театральной коммуникации ответственности нуждаются в исследовательской проблематизации.


Ключевые слова


Ханс-Тис Леман; постдраматический театр; театральная коммуникация; функция режиссера; московский театр; Константин Богомолов

Полный текст:

PDF

Литература


Барт, Р. (1994) Избранные работы. Семиотика. Поэтика : пер. с фр. М. : Прогресс. 616 с.

Берман, Н. (2013) «Прошу у Табакова прощения за все. И спасибо ему» [Электронный ресурс] // Газета.ru. 5 декабря. URL: http://www.gazeta.ru/culture/2013/12/05/a_5785325.shtml (дата обращения: 7.04.2015).

Бахманн-Медик, Д. (2011) Режимы текстуальности в литературоведении и культурологии: вызовы, границы, перспективы // Новое литературное обозрение. № 107. С. 32–48.

Давыдова, М. (2013) Как взрослеет искусство // Театр. № 13–14. С. 3–8.

Зеркалёва, А. (2013) Надрыв в театре. Константин Богомолов со скандалом ушел из МХТ [Электронный ресурс] // Lenta.ru. 26 ноября. URL: http://lenta.ru/articles/2013/11/26/bogomolov/ (дата обращения: 1.03.2016).

Леман, Х.-Т. (2013) Постдраматический театр : пер. с нем. М. : ABCdesign. 312 c.

Лэндри, Ч., Пахтер М. (2003) Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке : пер. с англ. М. : Классика XXI. 96 с.

Эко, У. (2007) Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб. : Симпозиум. 502 с.

REFERENCES

Barthes, R. (1994) Izbrannye raboty. Semiotika. Poetika : tr. by Franc. Moscow, Progress. 616 p. (In Russ.).

Berman, N. (2013) «Proshu u Tabakova proshcheniia za vse. I spasibo emu». Gazeta.ru, 5 December [online] Available at: http://www.gazeta.ru/culture/2013/12/05/a_5785325.shtml (accesse data: 7.04.2015). (In Russ.).

Bakhmann-Medik, D. (2011) Rezhimy tekstual'nosti v literaturovedenii i kul'turologii: vyzovy, granitsy, perspektivy. Novoe literaturnoe obozrenie, no. 107, pp. 32–48. (In Russ.).

Davydova, M. (2013) Kak vzrosleet iskusstvo. Teatr, no. 13–14, pp. 3–8. (In Russ.).

Zerkaleva, A. (2013) Nadryv v teatre. Konstantin Bogomolov so skandalom ushel iz MKhT. Lenta.ru, 26 November [online] Available at: http://lenta.ru/articles/2013/11/26/bogomolov/ (access data: 1.03.2016). (In Russ.).

Lehmann, H.-T. (2013) Postdramaticheskii teatr : Transl. by Germ. Moscow, ABCdesign. 312 p. (In Russ.).

Landry, Ch., Pachter M. (2003) Kul'tura na pereput'e. Kul'tura i kul'turnye instituty v XXI veke. Moscow, Klassika XXI. 96 p. (In Russ.).

Eco, U. (2007) Rol' chitatelia. Issledovaniia po semiotike teksta. St. Petersburg, Simpozium. 502 p. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.3.27

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru