Проблемы формирования временной перспективы детей-сирот подросткового возраста (библиографический обзор)

Наталья Игоревна Федотова

Аннотация


В данной статье представлен обзор имеющихся в отечественной науке исследований, посвященных проблеме формирования временной перспективы детей-сирот подросткового возраста.

Эта проблема рассматривается как с точки зрения индивидуальной биографии и жизненного пути личности (К. А. Абульханова-Славская, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, C. JI. Рубинштейн и др.), субъективных представлений о времени (В. И. Ковалев, Л. Ю. Кублицкене и др.), так и с точки зрения психологического времени (В. Г. Асеев, Р. А. Ахмеров, Ж. Нюттен, И. А. Ральникова и др.). При этом продолжает оставаться значимой проблема психологического времени в подростковом возрасте, так как именно в этот период проявляется осознание себя и своей жизни во времени (И. А. Демина, Л. А. Регуш и др.).

В работах А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых отмечается, что в ситуации утраты семьи, резкого изменения социальной действительности осуществление жизненных планов, самоопределение личности у подростков, воспитывающихся без семьи, сталкивается с реальными противоречиями между необходимостью и возможностью долговременного планирования ими своей жизни, а также приводит к отсутствию планов на будущее, нежеланию их строить. Для них характерны ситуативность желаний, слабая ориентированность на будущее, отсутствие временного плана собственных действий.

В результате многочисленных исследований было установлено, что столкновение личности с психотравмирующими событиями влечет за собой отсутствие желания планировать свое будущее и негативное отношение к нему. Во многих отечественных исследованиях высказывается идея формирования особого типа личности у ребенка, воспитывающегося в детском доме.

У воспитанников закрытых детских учреждений отсутствуют мотивы и представления, связанные с прошлым, наблюдается проекция травмирующих факторов в будущее. У них отмечается доминирование краткосрочных целей, «замыкание» на настоящем, неумение смотреть вперед и связывать актуальные события своего будущего с наиболее важными событиями прошлого, отсутствует реальное видение собственной жизни. 


Ключевые слова


временная перспектива; дети-сироты; подростковый возраст; психология детства; психология сиротства

Полный текст:

PDF

Литература


Абульханова-Славская, К. А. (1991) Стратегии жизни. М. : Мысль. 302 с.

Божович, Л. И. (1996) Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. М. : Институт практической психологии. 352 с.

Дубровина, И. В., Рузская, А. Г. (1990) Психическое развитие воспитанников детского дома. М. : Просвещение. 264 с.

Кон, И. С. (2001) Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб. : Питер. 384 с. С. 269–278.

Кроник, А. А., Ахмеров, Р. А. (2003) Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М. : Смысл. 306 с.

Лангмейер, Й., Матейчик, З. (1991) Типы депривационной личности ребенка в учреждении // Лишенные родительского попечительства : хрестоматия / ред. В. С. Мухина. М. : Просвещение. 223 с. С. 205–213.

Некрасова, Е. В. (2000) Исследование проблемы времени в психологии. Барнаул : Изд-во БГПУ. 124 с.

Нюттен, Ж. (2004) Мотивация, действие и перспектива будущего. М. : Смысл. 608 с.

Прихожан, А. М., Толстых Н. Н. (2007) Психология сиротства : учеб. пособие для вузов. СПб. : Питер. 400 с.

Ральникова, И. А. (2002) Жизненные перспективы личности: психологический контекст. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та. 152 с.

Самосознание проблемных подростков (2007) / Н. Л. Белопольская, С. Р. Иванова, Е. В. Свистунова, Е. М. Шафирова. М. : Изд-во Института психологии РАН. 332 с.

REFERENCES

Abul'khanova-Slavskaia, K. A. (1991) Strategii zhizni. Moscow, Mysl'. 302 p. (In Russ.).

Bozhovich, L. I. (1996) Problemy formirovaniia lichnosti: Izbrannye psikhologicheskie trudy, ed. D. I. Fel'dshtein. Moscow, Institut prakticheskoi psikhologii. 352 p. (In Russ.).

Dubrovina, I. V. and Ruzskaia, A. G. (1990) Psikhicheskoe razvitie vospitannikov detskogo doma. Moscow, Prosveshchenie. 264 p. (In Russ.).

Kon, I. S. (2001) Zhiznennyi put' kak predmet mezhdistsiplinarnogo issledovaniia. In: Psikhologiia lichnosti v trudakh otechestvennykh psikhologov, comp. and ed. L. V. Kulikov. St. Petersburg, Piter. 384 p. Pp. 269–278. (In Russ.).

Kronik, A. A. and Akhmerov, R. A. (2003) Kauzometriia. Metody samopoznaniia, psikhodiagnostiki i psikhoterapii v psikhologii zhiznennogo puti. Moscow, Smysl. 306 p. (In Russ.).

Langmeier, J. and Mateichik, Z. (1991) Tipy deprivatsionnoi lichnosti rebenka v uchrezhdenii. In: Lishennye roditel'skogo popechitel'stva : khrestomatiia, ed. V. S. Mukhina. Moscow, Prosveshchenie. 223 p. Pp. 205–213. (In Russ.).

Nekrasova, E. V. (2000) Issledovanie problemy vremeni v psikhologii. Barnaul, Izd-vo BGPU. 124 p. (In Russ.).

Nutten, J. (2004) Motivatsiia, deistvie i perspektiva budushchego. Moscow, Smysl. 608 p. (In Russ.).

Prikhozhan, A. M. and Tolstykh N. N. (2007) Psikhologiia sirotstva: uchebnoie posobie dlia vuzov. St. Petersburg, Piter. 400 p. (In Russ.).

Ral'nikova, I. A. (2002) Zhiznennye perspektivy lichnosti: psikhologicheskii kontekst. Barnaul, Izd-vo Altaiskogo un-ta. 152 p. (In Russ.).

Samosoznanie problemnykh podrostkov (2007), ed. N. L. Belopol'skaia, S. R. Ivanova, E. V. Svistunova and E. M. Shafirova. Moscow, Izd-vo Instituta psikhologii RAN. 332 p. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.3.20

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru