Ценностный выбор российского общества как проблема культурной самоидентификации
Аннотация
Статья посвящена проблеме исторического самопознания современного российского общества. Цивилизационное самоопределение нации, считает автор, формируется в результате освоения отечественной истории, извлечения уроков из социальных катастроф ХХ в. Наследование социального опыта прошлого возможно как актуализация культурных ценностей, выработанных в рамках отечественных религиозных, художественных, политических традиций. Российскому обществу следует расширять дискурсивные практики культурно-исторического знания, а вместе с тем и публичное обсуждение истории и культуры. В статье рассматриваются два вектора развития этой ситуации — образовательный и культурный.
Особенно остро стоит вопрос о понимании и представлении молодого поколения о самих себе, о ценностном наполнении их жизненного опыта, об отношении к истории своей страны и наследию национальных культур. Автор приводит результаты социологических исследований, которые проводились им в течение шести лет (2006–2012 гг.) со студенческой аудиторией первого курса Института управления и экономики промышленных предприятий Национального исследовательского технологического университета «Московский институт стали и сплавов». Результаты исследования показывают, что студенческая молодежь продолжает воспринимать историческое прошлое страны как живую часть культурного опыта современного российского социума, признавая духовное и художественное наследие своеобразной гарантией развития исторического самосознания — условием движения к будущему.
Эта тенденция в последнее десятилетие развивается с общей линией государственной культурной политики по восстановлению исторической преемственности и сохранению культурного наследия. Анализируется политика государства в области образования и культуры, использование современного инструментария мультимедиа в просветительских целях, актуальные формы организации музейно-выставочных пространств, которые становятся интеллектуальными площадками для выработки общенациональной идеи. Споры об интерпретации истории, возможности единого учебника и пр. обозначают болевые точки исторического самочувствия нации.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Бауман, З. (2005) Индивидуализированное общество : пер. с англ. М. : Логос. 390 с.
Грановский, Т. Н. (2010) Публичные чтения. Статьи. Письма / сост. А. А. Левандовский, Д. А. Цыганков. М. : Российская политическая энциклопедия. 672 с.
Жукова, О. А. (2006) История русской культуры и современность // Вопросы истории. № 8. С. 105–116.
Жукова, О. А. (2007) История русской культуры в вузе: историческое знание и духовная традиция // Вопросы истории. № 8. С. 1–10.
Жукова, О. А. (2008) Как изучать русскую культуру? Гуманитарная стратегия в системе вузовского образования // Вопросы культурологии. № 9. С. 42–45.
Лотман, Ю. М. (2004) Семиосфера. СПб. : Искусство-СПб. 704 с.
О телеканале [Электронный ресурс] // Телеканал «История». URL: http://istoriya.tv/index (дата обращения: 11.04.2016).
REFERENCES
Bauman, Z. (2005) Individualizirovannoe obshchestvo. Moscow, Logos. 390 p. (In Russ.).
Granovskii, T. N. (2010) Publichnye chtenija. Stat'i. Pis'ma, comp. A. A. Levandovskii and D. A. Tsygankov. Moscow, Rossiiskaja politicheskaia entsiklopediia. 672 p. (In Russ.).
Zhukova, O. A. (2006) Istoriia russkoi kul'tury i sovremennost'. Voprosy istorii, no. 8, pp. 105–116. (In Russ.).
Zhukova, O. A. (2007) Istoriia russkoj kul'tury v vuze: istoricheskoe znanie i dukhovnaia traditsiia. Voprosy istorii, no. 8, pp. 1–10. (In Russ.).
Zhukova, O. A. (2008) Kak izuchat' russkuiu kul'turu? Gumanitarnaia strategiia v sisteme vuzovskogo obrazovaniia. Voprosy kul'turologii, no. 9, pp. 42–45. (In Russ.).
Lotman, Yu. M. (2004) Semiosfera. St. Petersburg, Iskusstvo-SPb. 704 p. (In Russ.).
O telekanale. Telekanal «Istoriia» [online] Available at: http://istoriya.tv/index (access date: 11.04.2016). (In Russ.).
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.3.6
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.