О «правильном образовании» для России XXI века
Аннотация
В статье представлены размышления по острым проблемам российского образования. Автор обосновывает приверженность к классическому методу обучения (аудитория — студент — преподаватель — семинары — практика и т. д.), на которых базируется работа Московского гуманитарного университета. Метод не только оправдал себя за долгие годы, в том числе в период реформирования образования в России, но и считается предпочтительным самими студентами. Вопреки распространенному представлению об образовании и воспитании как автономных процессах образование должно стать единым целенаправленным процессом.
Актуальной проблемой является развитие исследовательского образования, которое должно быть стратегической задачей и общества, и государства. Надо говорить далеко не обо всех обучающихся, а об определенных группах школьников и студентов, перспективных с точки зрения овладения современным знанием. Российское общество спасет только подготовка значительной части выпускников школ, среднего профессионального и высшего образования, способных понимать окружающий мир и происходящее в нем, способных творить.
В правильной системе образования необходим баланс равновеликих и взаимодополняющих подсистем точных и естественных наук, с одной стороны, и общественных и гуманитарных — с другой. Сегодня утрачено правильное соотношение между этими подсистемами. Следует преодолеть недооценку общественного и гуманитарного знания в современном образовании и осознать дисбаланс подсистем как еще одну глобальную проблему человечества.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Загадка человеческого понимания (1991) : сб. ст. / сост. В. П. Филиппов. М. : Политиздат. 351 с.
Ильинский, И. М. (2002) Образовательная революция. М. : Изд-во Моск. гуманит.-соц. академии. 592 c.
Ильинский, И. М. (2011) Прошлое в настоящем. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 840 с.
Капица, С. П. (1999) Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. Очерк теории роста человечества. М. : Наука. 189 с.
Князева, Е. Н., Курдюмов, С. П. (2002) Основания синергетики. СПб. : Алетейя. 413 с.
Комплексное социологическое исследование: «Современная система высшего образования глазами студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава МГУ имени М. В. Ломоносова» [Электронный ресурс] // Высшая школа современных социальных наук (факультет) МГУ имени М. В. Ломоносова. URL: http://vshssn.msu.ru/nauka-3/ (дата обращения: 12.06.2016).
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Конституция Российской Федерации. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm (дата обращения: 12.06.2016).
Конюхова, К. (2016) Новый министр образования Ольга Васильева рассказала, что дальше будет с ЕГЭ и вузами [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 24 августа. URL: http://www.kp.ru/daily/26573.4/3588042 (дата обращения: 25.08.2016).
Научные школы Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана : История развития (1995) / К. С. Колесников ; ред. И. Б. Федоров. М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана. 439 с.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (2015) [Электронный ресурс] // Российская газета. Федеральный выпуск. № 6693 (122). URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 12.06.2016).
Руссо, Ж.-Ж. (1912) Эмиль, или О воспитании : пер. с фр. СПб. : Изд-во газеты «Школа и жизнь». 491 с.
Смит, А. (1962) Исследование о природе и причинах богатства народов. М. : Изд-во социально-экономической литературы. 655 с.
Тоффлер, Э. (1997) Футурошок : пер. с англ. М. : Лань. 461 с.
REFERENCES
Zagadka chelovecheskogo ponimaniia (1991), comp. V. P. Filippov. Moscow, Politizdat. 351 p. (In Russ.).
Il'inskii, I. M. (2002) Obrazovatel'naia revoliutsiia. Moscow, Mosk. gumanit.-sots. Academia Publ. 592 p. (In Russ.).
Il'inskii, I. M. (2011) Proshloe v nastoiashchem. Moscow, Mosk. gumanit. un-t Publ. 840 p. (In Russ.).
Kapitsa, S. P. (1999) Skol'ko liudei zhilo, zhivet i budet zhit' na Zemle. Ocherk teorii rosta chelovechestva. Moscow, Nauka. 189 p. (In Russ.).
Kniazeva, E. N. and Kurdiumov, S. P. (2002) Osnovaniia sinergetiki. St. Petersburg, Aleteiia. 413 p. (In Russ.).
Kompleksnoe sotsiologicheskoe issledovanie: «Sovremennaia sistema vysshego obrazovaniia glazami studentov, aspirantov i professorsko-prepodavatel'skogo sostava MGU imeni M. V. Lomonosova». Vysshaia shkola sovremennykh sotsial'nykh nauk (fakul'tet) MGU imeni M. V. Lomonosova [online] Available at: http://vshssn.msu.ru/nauka-3/ (access data: 12.06.2016). (In Russ.).
Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii [online] Available at: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm (access data: 12.06.2016). (In Russ.).
Koniukhova, K. (2016) Novyi ministr obrazovaniia Ol'ga Vasil'eva rasskazala, chto dal'she budet s EGE i vuzami. Komsomol'skaia pravda, 24 August [online] Available at: http://www.kp.ru/daily/26573.4/3588042 (access data: 25.08.2016). (In Russ.).
Nauchnye shkoly Moskovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. N. E. Baumana : Istoriia razvitiia (1995), K. S. Kolesnikov, ed. I. B. Fedorov. Moscow, MGTU im. N. E. Baumana Publ. 439 p. (In Russ.).
Rasporiazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 29 maia 2015 g. № 996-r g. Moskva «Strategiia razvitiia vospitaniia v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda» (2015). Rossiiskaia gazeta. Federal'nyi vypusk, no. 6693 (122) [online] Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (access data: 12.06.2016). (In Russ.).
Russo, Zh.-Zh. (1912) Emil', ili O vospitanii, transl. by French. St. Petersburg, Izd-vo gazety «Shkola i zhizn'». 491 p. (In Russ.).
Smit, A. (1962) Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov. Moscow, Izd-vo sotsial'no-ekonomicheskoi literatury. 655 p. (In Russ.).
Toffler, E. (1997) Futuroshok, trensl. by English. Moscow, Lan'. 461 p. (In Russ.).
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.3.1
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.