Психолого-педагогические условия формирования ненасильственного отношения к другим людям (на примере студенческой молодежи)
Аннотация
Ненасильственное отношение к другому человеку — это выражение позиции ненасилия в сфере взаимодействия людей друг с другом, под которой понимается способность индивида строить отношения с другими людьми, природой, миром в целом без открытых и скрытых форм принуждения. Ненасильственное отношение к другому проявляется в расположенности к людям, в способности принимать их, осуществлять ненасильственные действия. Цель статьи состоит в выявлении и практической реализации психолого-педагогических условий формирования у людей ненасильственного отношения к другим людям на примере работы со студенческой молодежью.
В качестве психолого-педагогических условий формирования ненасильственного отношения к другому человеку выступают следующие: развитие способности к ненасильственному отношению к себе; осознание уровня своей расположенности к людям, развитие способности к принятию других людей, развитие способности к выбору действий, которые несут в себе наименьший заряд принуждения.
Эти условия создавались в ходе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в 2015 г. со студентами-психологами четвертого курса Череповецкого государственного университета на практических занятиях по дисциплине «Психология ненасильственного взаимодействия». В исследовании приняли участие 42 человека. Студентам предлагались разработанные авторами статьи методики, диагностирующие особенности отношения личности к себе и к другим людям. Полученные индивидуальные результаты обсуждались в небольших подгруппах студентов (четыре-шесть человек). В итоге студенты подводились к осознанию своих слабых и сильных сторон во взаимоотношениях с людьми, создавались предпосылки для их оптимизации.
Исследование показало, что создание названных условий способствует развитию у студентов способности к ненасильственному отношению к другим людям.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Ассаджоли, Р. (2002) Психосинтез: теория и практика : пер. с англ. М. : Эксмо-пресс. 416 с.
Бондаренко, А. Ф. (2000) Психологическая помощь: теория и практика. М. : Изд-во Ин-та психотерапии. 368 с.
Маралов, В. Г. (2015) Психологические особенности ненасильственного отношения к себе // Концепт. № 5. С. 141–145.
Маралов, В. Г., Маралова, Т. П. (2009) Мировоззренческие установки и сензитивность к человеку у студентов — будущих психологов // Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений / под ред. А. Г. Козловой, В. Г. Маралова, М. С. Гавриловой. СПб. : «67 гимназия. Verba Magistri». 450 с. С. 183–190.
Маралов, В. Г., Низовских, Н. А. (2015) Стратегия самосовершенствования в личностном саморазвитии человека // Вестн. гуманитарного образования. № 1. С. 34–40.
Маралов, В. Г., Ситаров, В. А. (2015) Педагогика и психология ненасилия в образовании. М. : Юрайт. 424 с.
Маралова, Т. П. (2015) Психологическая структура сензитивности к человеку // Psychology of the 21st century, materials of the V international scientific conference on February 15–16, 2015. Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». 91 с. С. 30–33.
Мясищев, В. Н. (1995) Психология отношений. М. : Ин-т практич. психологии ; Воронеж : НПО «МОД ЭК». 356 с.
Розенберг, М. (2009) Язык жизни. Ненасильственное общение. М. : София. 169 с.
Роджерс, К. (1994) Взгляд на психотерапию. Становление человека : пер. с англ. М. : Прогресс. 233 с.
Рубинштейн, С. Л. (2000) Основы общей психологии. СПб. : Питер. 712 с.
Самофал, Р. А. (1999) Индивидуально-типические особенности дифференциации отношений педагогов к учащимся младших классов : дис. … канд. психол. наук. Череповец. 163 с.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.2.22
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.