Повторяющиеся культурные микротексты: диахронный и синхронный аспекты

Наталья Алексеевна Завьялова

Аннотация


В статье представлены результаты исследовательской программы по изучению повторяемых культурных микротекстов. Автор анализирует явления, традиционно рассматриваемые в современной науке о языке. Лингвистика так и не смогла сформулировать строгих категориальных признаков, по которым анализируемое явление представляется возможным отграничить от смежных явлений. Автор предпринимает попытку сформулировать категориальные признаки анализируемых явлений в рамках философии культуры. Теоретико-методологическая основа исследования заложена в работах: Ю. М. Лотмана, Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова.

Повторяемые культурные микротексты отграничиваются от текстов лингвистических по принципу сверхорганизации культурных смыслов (по Ю. М. Лотману), а также на основании критерия частотности, многократной воспроизводимости в устной и письменной формах. Анализируемые микротексты являются продуктами механизма повтора, лежащего в основе онтофилогенеза и культурогенеза, следовательно, они обнаруживают глубочайшую связь с основами мироздания, которые прослеживаются на разных уровнях: от молекулы ДНК до макроэкономических циклов.

Анализ результатов всероссийских омнибусных социологических опросов, проводимых автором совместно с Центром Ю. Левады (2014, 2016 гг., с общим числом респондентов более 1600 чел., выявил довольно высокий процент респондентов, использующих данные микротексты в повседневной коммуникации. Анализируемые микротексты можно рассматривать также сквозь призму теории М. Мид в моделях культур — постфигуративной и префигуративной. Они активно востребованы в постмодернистских игровых техниках, что делает их важнейшим элементом современной электронной коммуникации и массовой культуры. Теоретические положения проиллюстрированы многочисленными примерами из сообщений СМИ, электронных изданий, а также рекламных текстов.

Проведенное исследование позволяет проанализировать представленные явления сквозь призму антропологического, культурфилософского и филологического знания, что свидетельствует о междисциплинарном характере рассматриваемых феноменов.


Ключевые слова


повтор; копирование; текст; повторяющиеся тексты; тезаурус; тезаурусный подход; социокультурное пространство; культурные микротексты; синхронный; диахронный

Полный текст:

PDF

Литература


Афанасьева, Ю. (2015) А рынок, такой молодой! И чудный Сургут впереди! // WhoTrades. Социальная сеть для трейдеров. 20 января [Электронный ресурс]. URL: https://afanaseva.whotrades.com/blog/43002802686 (дата обращения: 25.02.2016).

Барт, Р. (1994) Смерть автора // Барт, Р. Избр. работы. Семиотика. Поэтика / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М. : Прогресс-Универс. 616 с. С. 287–305.

Бизнес-тренинг. 28 апреля. 50 оттенков «дорого». Техники предотвращения и преодоления возражений [Электронный ресурс] // Борис Жалило. Катализатор развития. URL: http://conf.expoforum.ru/50-ottenkov-dorogo (дата обращения: 12.03.2016).

Бодрийяр, Ж. (1995) Система вещей / пер. с франц. С. Н. Зенкина. М. : Рудомино ВГБИЛ им. М. И. Рудомино. 224 с.

Бурлакова, Д. (2013) В Москве появились «человек зазаборный» и «царь зверей» [Электронный ресурс] // MK.RU. 4 апреля. URL: http://www.mk.ru/moscow/2013/04/04/836805-v-moskve-poyavilis-chelovek-zazabornyiy-i-tsar-dverey.html (дата обращения: 05.04.2013).

Докинз, Р. (2015) Рассказ предка. Паломничество к истокам жизни / пер. с англ. С. Долотовской. М. : АСТ ; CORPUS. 768 с.

Завьялова, Н. А. (2014) Механизмы тезаурусного расширения в русле теоретико-информационного подхода как отражение социокультурной динамики // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 194–204.

Завьялова, Н. А. (2015) Культурные коммуникативные универсалии как современный этап развития культуры // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 77–88. DOI: 10.17805/zpu.2015.1.7

Кондратьев, Н. Д. (1989) Большие циклы экономической конъюнктуры // Кондратьев, Н. Д. Проблемы экономической динамики. М. : Экономика. 523 с. С. 172–226.

Кураев, А., диакон (2006) Церковь и театр. Литература, история кинематограф // Православие и мир [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir.ru/stat-content/sc_printer_1253.html (дата обращения: 14.02.2016).

Лелеко, В. Д. (2002) Пространство повседневности в европейской культуре. СПб. : Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. 320 с.

Лиотар, Ж.-Ф. (1998) Состояние постмодерна / пер. с фр. Н. А. Шматко. М. : Ин-т эксперимент. социологии ; СПб. : Алетея. 160 с.

Лотман, Ю. М. (1992) Избр. статьи : в 3 т. Таллин : Александра. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. 475 с.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.

Лукьянов, Ф. (2013a) Дальний Восток становится ближним [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. 11 декабря. URL: http://www.globalaffairs.ru/redcol/Dalnii-Vostok-stanovitsya-blizhnim-16239 (дата обращения: 11.12.2013).

Лукьянов, Ф. (2013b) Европейцы в поисках «своего угла»: откуда берется стремление жителей ЕС к независимости? // Радио «Голос России». [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=eTiD3nJ6VQY (дата обращения: 07.12.2013).

Механик, А. (2015) Униженные и оскорбленные современного мира [Электронный ресурс] // Эксперт Online. 22 мая. URL: http://expert.ru/expert/2015/01/unizhennyie-i-oskorblennyie-sovremennogo-mira/ (дата обращения 10.09.2015).

Одайник, В. (1996) Психология политики: Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга / пер. с англ. К. Бутырина. СПб. : Ювента. 381 с.

Орлова, Э. А. (2010) История антропологических учений : учебник для студентов пед. вузов. М. : Академический Проект ; Альма Матер. 621 с.

Парабеллум, А., Мрочковский, Н. (2011) Выжми из бизнеса все! 200 способов повысить продажи и прибыль. СПб. : Питер. 192 с.

Парабеллум, А., Мрочковский, Н. (2012) Бизнес без правил. Как разрушать стереотипы и получать сверхприбыль. СПб. : Питер. 192 с.

Петров, М. К. (2004) Язык, знак, культура / вступ. ст. С. С. Неретиной. 2-е изд., стер. М. : Едиториал УРСС. 328 с.

Рахилина, Е. В. (2010) Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость. 2-е изд., испр. и доп. М. : Азбуковник. 448 с.

Родионов, Д. (2015) Возвращение блудного Януковича. Клан бывшего президента Украины ищет возможности для реванша [Электронный ресурс] // Свободная Пресса. 8 января. URL: http://svpressa.ru/politic/article/109332/ (дата обращения: 14.11.2015).

Филмер, П. (1978) Об этнометодологии Гарольда Гарфинкеля // Новые направления в социологической теории / общ. ред. Г. В. Осипова. М. : Прогресс. 392 с. С. 328–375.

Церемония открытия Олимпийских игр в Сочи 2014 года [Электронный ресурс] // Yutube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ISAPRR_yTHg (дата обращения: 14.11.2015).

Чем бы дитя ни тешилось...» Геи выходят на митинг у «Останкино». А все из-за Мамонтова и Челябинского метеорита. ВИДЕО (2013) [Электронный ресурс] // URA.RU. URL: http://ura.ru/news/1052169048 (дата обращения: 14.12.2015).

Юнг, К. Г. (2010) Очерки по психологии бессознательного. М. : Когито-Центр. 352 с.

Alexander, C. J. (2003) The Meanings of Social Life: A Cultural Sociology. Oxford University Press. 296 p.

Fang, X., Singh, S., Ahluwalia, R. (2007) An Examination of Different Explanations for the Mere Exposure Effect // Journal of Consumer Research. Vol. 34. P. 97–103.

Fombrun, Ch., Shanley, M. (1990) What's in a Name? Reputation Building and Corporate Strategy // Academy of Management Journal. Vol. 33(2). P. 233–258. DOI: 10.2307/256324

Jacoby, L. L., Dallas, M. (1981) On the relationship between autobiographical memory and perceptual learning // Journal of Experimental Psychology: General. Vol. 110 (3). P. 306–340. DOI:10.1037/0096-3445.110.3.306

Mead, M. (2012) Continities in Cultural Evolution. Transaction Publishers. 471 p.

Reber, R., Winkielman, P., Schwarz, N. (1998) Effects of Perceptual Fluency on Affective Judgments // Psychological Science. Vol. 9 (1). P. 45–48. DOI: 10.1111/1467-9280.00008

Ssorin-Chaikov, N. (2013) Gift/Knowledge Relations at the Exhibition of Gifts to Soviet Leaders // Laboratorium: Russian Review of Social Research. Vol. 5 (2). # 2. P. 166–192.

Twain, M. (1972) Fables of Man. University of California Press. 741 p.

Zajonc, R. B. (2001) Mere Exposure: A Gateway to the Subliminal // Current Directions in Psychological Science. Vol. 10 (6). P. 224–228. DOI:10.1111/1467-8721.00154




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.2.11

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru