Де/ремифологизация образа Шекспира как драматического персонажа в биографической фантазии Дона Нигро «Успешные усилия любви»

Наталия Александровна Высоцкая

Аннотация


Находясь в самом центре западного канона, «Вильям Шекспир» давно превратился в один из его наиболее живучих культурных мифов. На рубеже столетий Шекспир — не только как великий художник, но и как активный «инициатор дискурсивных практик» (М. Фуко) — продолжает ощутимо присутствовать в нашей жизни, оказывая мощное воздействие на восприятие западной культурой наиболее фундаментальных категорий бытия. В эпоху постмодернизма распыленный шекспировский «текст», в состав которого входят, среди прочего, его научные и художественные биографии, играет заметную роль как в «высокой», так и в массовой культуре.

В статье исследуются стратегии, используемые американским драматургом Доном Нигро в его «художественной биографии» (Л. Эдель, И. Шаберт) Шекспира — пьесе-фантазии «Успешные усилия любви» (1981/1995), анализируемой в контексте распространенного ныне (под)жанра «автор как персонаж» (П. Франссен, Т. Хонселаарс, A. Фоккема, M. МакКеон и др.). В целом ядром обширной шекспирианы Д. Нигро выступает категория театральности во всем богатстве своих проявлений — от сцены как таковой до человеческой жизни, и далее — до мироздания, где художник/драматург приравнивается к Богу как демиургу.

В статье обоснована мысль о том, что, подвергая деконструкции традиционный миф о Шекспире как о романтическом Поэте, унаследованный от эпохи шекспиромании, Нигро заменяет его собственным мифом о Творце, раздираемом противоречиями между его человеческой и божественной природой.


Ключевые слова


У. Шекспир, образ Шекспира; Дон Нигро; де/ремифологизация; драматический персонаж; биографическая фантазия; «Успешные усилия любви»

Полный текст:

PDF

Литература


Barton, A. (2006) The one and only // The New York Review of Books. May 11. P. 22–24.

Franssen, P., Hoenselaars, T. (1999) Introduction. The author as character: Defining a genre // The author as character: Representing historical writers in Western literature / ed. by P. Franssen, T. Hoenselaars. Madison, NJ : Fairleigh Dickinson University Press ; L. : Associated University Presses. 313 p. P. 11–35.

Frye, N. (2006) The great code: The Bible and literature / ed. by A. A. Lee. Toronto : University of Toronto Press. xlix, 380 p. (Series: Collected works of Northrop Frye, vol. 19).

Garber, M. (2008) Shakespeare and modern culture. N. Y. : Pantheon Books. xxxv, 326 p.

McKeon, M. (1991) Writer as hero: Novelistic prefigurations and the emergence of literary biography // Contesting the subject: Essays in the postmodern theory and practice of biography and biographical criticism / еd. by W. H. Epstein. West Lafayette, IN : Purdue University Press. xi, 251 p. P. 17–41.

Nadel, I. B. (1984) Biography: Fiction, fact and form. L. : MacMillan. x, 248 p.

Nigro, D. (1986) The curate Shakespeare As You Like It (Being the record of one company’s attempt to perform the play by William Shakespeare). N. Y. ; L. : Samuel French. 98 p.

Nigro, D. (1995) Loves labours wonne. N. Y. : Samuel French. 106 p.

Schlaeger, J. (1995) Biography: Cult as culture // The art of literary biography / еd. by J. Batchelor. Oxford : Clarendon Press ; N. Y. : Oxford University Press. xi, 289 р. P. 57–71.

Shapiro, J. (2010) Contested Will: Who wrote Shakespeare? N. Y. : Simon & Schuster. 339 p.

Williams, A. The portrayal of William Shakespeare in modern fiction: The author-character as a sub-genre of the postmodern [Электронный ресурс] // Academia. URL: https://academia.edu/2548185/The_Portrayal_of_William_Shakespeare_in_Modern_Fiction_The_Author-Character_as_a_Sub-Genre_of_the_Post-Modern (дата обращения: 14.01.2015).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.1.24

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru