Социокультурный подход к анализу природы импрессинга
Аннотация
В статье представлен взгляд на импрессинг как феномен не только генетический и психофизиологический, но и социокультурный.
Теоретической основой анализа выступает концепция В. П. Эфроимсона, согласно которой импрессинг являет собой сложное сочетание наследственного и социального. Не отрицая генетической и психофизиологической природы импрессинга, но апеллируя к ним, автор статьи раскрывает социокультурный смысл анализируемого феномена. С этой точки зрения импрессинг предстает в качестве одного из механизмов формирования устойчивых во времени качеств и устремлений личности, приобретающих характер ценности.
Импрессинг трактуется как впечатление, возникающее в результате резонанса воздействий социокультурной среды в благоприятные периоды и ситуации развития личности и ее наследственной предрасположенности к определенным воздействиям. Сущность импрессинга отражена в его модели: наследственная программа — сензитивный период развития личности — ситуация эмоциональной уязвимости — социокультурное воздействие — сильное впечатление — формирование ценности. Импрессинг рассматривается как феномен, позволяющий судить о чувствительности или нечувствительности личности к воздействиям социокультурной среды и о способности хотя и бессознательно, но индивидуально избирательно воспринимать ее ценности.
Особое внимание в предложенной модели уделяется анализу социокультурного воздействия на личность, призванному изменить представление о предопределенном характере последствий импрессинга. Одним из важнейших последствий импрессинга с социокультурной точки зрения видится активация под воздействием среды предрасположенности личности к определенным видам деятельности, в том числе стремления к реализации творческого потенциала.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Берснев, П. В. (2005) Мозг — ловушка для души? Ростов н/Д ; СПб. : Феникс. 331 с.
Долгин, А. Б. (2010) Манифест новой экономики: Вторая невидимая рука рынка. М. : АСТ. 255 с.
Каган, М. С. (1996) Философия культуры. СПб. : Петрополис. 415 с.
Майнарди, Д. (1980) Собака и лисица. Правдивый рассказ о свободном путешествии по царству этологии / пер. с итал. А. Б. Махова ; под ред. и с предисл. Е. Н. Панова. М. : Мир. 151 с.
Оконская, Н. Б. (2001) Импринтинг как системный механизм эволюции общества // Философские науки. № 1. С. 114–124.
Редозубов, А. Д. (2009) Мозг напрокат. Как работает мышление и что есть душа. СПб. : Амфора. 224 с.
Сагатовский, В. Н. (1999) Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения : в 3 ч. СПб. : Петрополис. Ч. 3. Антропология. 288 с.
Технологии изменения сознания в деструктивных культах (2004) : пер. с англ. / Т. Лири, М. Стюарт и др. ; под ред. И. Митрофановой. СПб. : Экслибрис. 223 с.
Франк, С. Л. (1992) Духовные основы общества / сост. и авт. вступ. ст. П. В. Алексеев. М. : Республика. 510, [1] с.
Холодная, М. А. (2002) Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., доп. и перераб. СПб. : Питер. 264 с.
Шмерлина, И. А. (2013) Биологические грани социальности. Очерки о природных предпосылках социального поведения человека. М. : Книжный дом «Либроком». 195 с.
Эфроимсон, В. П. (1998) Педагогическая генетика // Эфроимсон В. П. Гениальность и генетика. М. : Русский мир. 544 с. С. 221–318.
Эфроимсон, В. П. (2010) Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности. М. : Время знаний. 374 с.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.1.21
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.