Дихотомия «детства — взрослости» в представлениях детей (в контексте социально-экономического положения их родительских семей)

Альбина Ахметовна Бесчасная

Аннотация


В статье представлены результаты авторского исследования феномена детства глазами детей как дихотомии взрослости в контексте социально-экономического фактора. Детство как социальный феномен, так же как и многие современные социальные явления, подвержено изменениям под воздействием целого ряда факторов. Среди множества детерминант, определяющих индивидуальный образ детства, характер прохождения психологических кризисов и переход во взрослость, выделяются социально-экономическое положение семьи, особенности воспитания и социализации детей в семье.

Для определения представлений детей о детстве и взрослости в зависимости от социально-экономических условий воспитания и социализации в семье автор предприняла в 2007 г. в Санкт-Петербурге и Ленинградской области социально-психологическое исследование методом фокус-групп с участием детей 6–7 лет, воспитывающихся в семьях с различным уровнем материального благополучия.

Ответы детей продемонстрировали двойственность отношения к ним со стороны окружающих и, соответственно, их представлений о самих себе как представителей мира детства и мира взрослых. Ощущение себя «детьми» или «взрослыми» в социуме у детей складывается из элементов повседневных социальных практик: игровой деятельности, взаимодействия со сверстниками и с представителями старшего поколения, информационного контента общения.

Для детей, проживающих в благополучных социально-экономических условиях, в большей степени характерен диссонанс в идентификации себя к миру детей или миру взрослых, так как они оказываются в эпицентре противоречий — декларирование их «взрослыми» одновременно с ограничением их деятельности и коммуникативного пространства для самореализации. Повседневность же детей из других социально-экономических слоев содержит социальные практики с сокращением или отсутствием контроля со стороны взрослых, что также обладает потенциалом противоречия в самосознании и самопричислении детей.


Ключевые слова


детство; взрослость; дети; фокус-группа; семья; социально-экономический фактор

Полный текст:

PDF

Литература


Арьес, Ф. (1999) Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке : пер. с фр. Екатеринбург : Изд-во Уральск. ун-та. 416 с.

Бауман, З. (2008) Текучая современность : пер. с англ. СПб. : Питер. 240 с.

Безрогов, В. Г. (2007) Детство и дети в Европе и Америке XVI–XVIII веков: новые зарубежные исследования // Человек. № 4. С. 183–189.

Бесчасная, А. А. (2007) Детство: история и современность. СПб. : Нестор-История. 184 с.

Бочаров, В. В. (2000) Антропология возраста. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та. 192, [1] с.

Васильева, Н. Л. (2006) Детский психоанализ. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та. 254, [1] с.

Гидденс, Э. (2004) Трансформация интимности: сексуальность, лю-бовь и эротизм в современных обществах : пер. с англ. СПб. : Питер. 208 с.

Демоз, Л. (2000) Психоистория : пер. с фр. Ростов-на-Дону : Феникс. 512 с.

Емельянова, Т. П. (2015) Психологическое благополучие и социальные представления о жизни в мегаполисе // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 213–223. DOI: 10.17805/zpu.2015.1.20

Козер, Л. А. (2013) Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте / под ред. И. Б. Орловой ; пер. с англ. Т. И. Шумилиной. СПб. : Нестор-История. 464 с.

Кон, И. С. (2003) Ребенок и общество. М. : Изд. центр «Академия». 336 с.

Леонтьев, А. Н. (1984) Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций : тексты / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М. : Изд-во Моск. ун-та. 288 с. C. 162–171.

Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания (2006) / под ред. А. Я. Варги. М. : ОГИ ; Фонд научных исследований «Прагматика культуры». 640 с.

Солнышков, А. Ю. (2014) Субъективная реальность и проблемы ее теоретического моделирования // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 157–166.

Фельдштейн, Д. И. (2004) Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности : Избранные труды. 2-е изд. М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Флинта. 670 с.

Фоломеева, Т. В. (2003) Использование проективных методик для повышения эффективности фокус-групп // Социология: 4М. № 17. С. 83–108.

Тоффлер, А. (1997) Футурошок : пер. с англ. СПб. : Лань. 464 с.

Узнадзе, Д. Н. (2013) Периодизация детского возраста // Культурно-историческая психология. № 3. С. 121–124.

Breland-Noble, A. M. (2014) Parenting across diverse contexts // Jour-nal of Child and Family Studies. Vol. 23. Issue 2. Р. 173–176. DOI 10.1007/s10826-013-9898-8




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.1.10

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru