Студенты-медики и работа в «красной зоне» во время пандемии COVID-19: имеет ли религия значение?
Аннотация
Несколько лет пандемии COVID-19 внесли значительные изменения в сферу здравоохранения многих стран мира, а также в приоритетные представления о работе врача у населения и самих медицинских работников. На основе данных массового опроса и серии интервью, проведенных в 2022 г. на медицинских факультетах г. Москвы и г. Казани, данная статья демонстрирует, что некоторые, ранее периферийные, темы в научных исследованиях, касающихся работы врачей и среднего медицинского персонала, требуют научного анализа и осмысления. Речь идет о возросшей роли религиозного фактора не только в модели взаимоотношений «врач — пациент», но и на примере волонтерской работы и участия в деятельности «красных зон» для борьбы с COVID-19 как серьезной мотивации к профессии у студентов-медиков в целом.
Исследование продемонстрировало, что в мотивации поступления на медицинскую специальность студенты различаются в зависимости от их отношения к религии и вере. При том что подавляющее большинство студентов вне зависимости от религиозности видят цель своей работы прежде всего в желании помогать и лечить людей (77%), атеисты в большей степени, чем верующие, мотивированы такими целями в профессии, как зарабатывание медициной денег и карьерные устремления. Также религиозный фактор играет решающую роль для участия студентов-медиков в волонтерской работе — в ней задействованы 30% верующих и 18% атеистов. В практической деятельности на первый план выходит медицинский профессионализм и наличие навыков реальной работы с пациентами. Это было подтверждено положительным откликом на призыв государства помогать системе здравоохранения в периоды пика заболевания — участвовали в работе «красной зоны» в равной степени и верующие, и атеисты (по 24%).
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Блажевский, И., Цацановска, Р., Джорджевски, Д. (2021) Позиция религиозных общин во время пандемии коронавируса и отражение на общественном мнении в Македонии // Научный результат. Социология и управление. Т. 7. № 3. С. 152–163. DOI:10.18413/2408-9338-2021-7-3-1-3. URL: http://rrsociology.ru/journal/annotation/2534/ (дата обращения 10.09.2023).
Борисова, А. О. (2022) Эпоха коронавируса и новая религиозность: актуализация патерналистской модели отношений врача и пациента // Ментальное здоровье — интеграция подходов : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (8–9 декабря 2022 г., г. Нижний Новгород). Нижний Новгород : Издательство Приволжского исследовательского медицинского университета. 140 с. С. 134–138.
Головко, О. В., Шмакова, О. В., Салтанова, Е. В. (2020) Готовность студентов медицинского вуза работать в медицинских учреждениях в условиях пандемии коронавирусной инфекции // Вестник общественных и гуманитарных наук. Т. 1. № 2. С. 54–58.
Гордеева, Н. (2021) Фарид Мухаметшин: «Татарстан стал пионером медицинского волонтерства в России» [Электронный ресурс] // Татар-информ. 3 сентября. URL: https://www.tatar-inform.ru/news/farid-muxametsin-tatarstan-stal-pionerom-medicinskogo-volonterstva-v-rossii-5834946 (дата обращения 10.09.2023).
Мчедлова, М. М., Гузельбаева, Г. Я. (2022) Влияние пандемии на представления о профессиональной роли врача у студентов медицинских специальностей // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 6. С. 173–194. DOI: 10.14515/monitoring.2022.6.2286
Положительные эмоции и тепло сердец излечит даже самые тяжелые недуги [Электронный ресурс] // Казанский федеральный университет. URL: https://kpfu.ru/biology-medicine/struktura-instituta/ifmib-kfu-v-soobschestve/volontjory-ifmib (дата обращения 10.09.2023).
Психическое здоровье и профессиональное выгорание врачей-ординаторов во время пандемии COVID-19: ситуационные и психологические факторы (2021) / А. Б. Холмогорова, А. А. Рахманина, А. Ю. Суроегина [и др.] // Консультативная психология и психотерапия. Т. 29. № 2. С. 9–47. DOI: 10.17759/cpp.2021290202
Религия в современной России: события и дискурсы пандемии (2021) / М. М. Мчедлова, О. А. Букин, Г. Я. Гузельбаева [и др.] / под ред. М. М. Мчедловой. М. : РУДН. 352 с.
Станиславова, И. Л., Соловьева, Г. В. (2022) Проблема воспитания личности специалиста-медика в свете вызовов современности // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 51–57. DOI: 10.17805/zpu.2022.1.4
Студенты казанского медколледжа стали лучшими среди волонтеров ссузов (2021) // ТАТАР-ИНФОРМ. 16 декабря. URL: https://www.tatar-inform.ru/news/studenty-kazanskogo-medkolledza-stali-lucsimi-sredi-volonterov-suzov-5847091 (дата обращения 10.09.2023).
Формирование и развитие профессионального мышления студентов медицинского вуза в контексте гуманитарного образования (2022) / Н. С. Тимченко, А. Ю. Бендрикова, С. И. Дегтярев [и др.] // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 29–41. DOI: 10.17805/zpu.2022.4.3
Шкрумяк, А. Р., Ананченкова, П. И. (2020) Медицинское волонтерство в социально-ориентированной практике студентов-медиков в период пандемии COVID-19 // Проблемы стандартизации в здравоохранении. № 11–12. С. 73–78. DOI: 10.26347/1607-2502202011-12073-078
COVIDReady2 study protocol: Cross-Sectional Survey of Medical Student Volunteering and Education During COVID 19 Pandemic in the United Kingdom (2021) / Byrne M. H. V., Ashcroft J., Alexander L. [et al] // BMC Medical Education. Vol. 21. Article number: 211. DOI: 10.1186/s12909-021-02629-4
Decline of medical students idealism in the first and second year of medical school: a survey of pre-clinical medical students at one institution (2013) / C. P. Morley, C. Roseamelia, J. A. Smith and A. L. Villarreal // Medical Education Online. Vol. 18. № 1. DOI: 10.3402/meo.v18i0.21194
Fear of Death in Medical Students from a Peruvian University during the COVID-19 pandemic (2022) / B. Miranda-Chavez, C. Copaja-Corzo, M. Rivarola-Hidalgo and A. Taype-Rondan // Behavioral Sciences. Vol. 12. № 5. Article number: 142. DOI: 10.3390/bs12050142
Keshmiri, F. and Raadabadi, M. (2022) Assessment of safety attitudes, professionalism and exploration of medical students’ experiences // BMC Medical Education. Vol. 22. Article number: 321.
Kim, E. A., Kim, H. R. and Kim, B. (2022) Factors influencing medical and nursing students’ willingness to care for COVID-19 patients in South Korea: a cross-sectional study // BMC Medical Education. Vol. 22. Article number: 161. DOI: 10.1186/s12909-022-03229-6
Lebanese students' motivation in medical school: does it change throughout the years? A cross-sectional study (2020) / A.-S. Sarkis, S. Hallit, A. Hajj [et al.] // BMC Medical Education. Vol. 20. Article number: 94. DOI: 10.1186/s12909-020-02011-w
Medical students’ participation in the volunteering program during the COVID-19 pandemic: a qualitative study about motivation and the development of new competencies (2022) / M. A. M. Siqueira, M. B. Torsani, G. R. Gameiro [et al.] // BMC Medical Education. Vol. 22. Article number: 11. DOI: 10.1186/s12909-022-03147-7
Schmidt, C., Nauta, L. and Dang, A. (2021) Physician disengagement and spiritual dissonance in medical students // Family Medicine. Vol. 53. № 1. P. 58–60. DOI: 10.22454/FamMed.2021.194514
Social and psychological impact of the COVID-19 pandemic on UK medical and nursing students: protocol for a national medical and nursing student survey (2022) / G. E. Richardson, C. S. Gillespie, O. Mantle [et al.] // BMJ Open. Vol. 12. №5. DOI: 10.1136/bmjopen-2021-057467
Student Volunteering as a Solution for Un¬dergraduate Health Professions Education: Lessons from the COVID 19 Pandemic (2021) / E. Chawłowska, R. Staszewski, A. Lipiak [et al.] // Frontiers in Public Health. Vol. 8. DOI: 10.3389/fpubh.2020.633888
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2023.4.11
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/