Взаимодействие гражданской науки с обществом: особенности и противоречия
Аннотация
В статье рассматриваются особенности взаимодействия гражданской науки с обществом в рамках проектов, которые организуют исследователи-непрофессионалы. Под гражданской наукой в исследовании понимается деятельность непрофессиональных ученых, не имеющих специального образования волонтеров, работающих в разных сферах науки и проектах и совершающих открытия, репрезентирующих результаты открытий. Цель статьи — рассмотрение особенностей процесса взаимодействий гражданской науки с общественностью и выделение различных стратегий взаимодействий. Методом исследования выступает контент-анализ. Материалы исследования — это научные публикации, рассматривающие различные инициативы в сфере гражданской науки. Всего было проанализировано 50 научных статей, а также сайты проектов в сфере гражданской науки и репрезентация проектов гражданской науки в СМИ. Использование метода контент-анализа в исследовании позволило выделить и обозначить ключевые особенности презентации проектов гражданской науки, а также специфику взаимодействий с общественностью в сфере гражданской науки. Основным результатом публикации выступает выделение двух стратегий взаимодействий гражданской науки с обществом. Первая стратегия, стратегия диалога, наиболее близка к подобной стратегии в сфере профессиональной науки и связана с репрезентацией и рассказами о научных знаниях и открытиях. Вторая стратегия — стратегия соучастия позволяет раскрыть весь потенциал гражданской науки через привлечение общественности к производству и развитию научного знания.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Абрамов, Р. Н., Кожанов, А. А.(2015) Концептуализация феномена Popular Science: модели взаимодействия науки, общества и медиа // Социология науки и технологий. Т. 6. № 2. С. 45–59.
Как помочь исследователям изучать нашу планету: гайд от Selectel для читателей Хабра (2021) [Электронный ресурс] // Хабр. URL: https://habr.com/ru/companies/selectel/articles/549770/ (дата обращения: 30.07.2023).
Кожанов А. А., Полякова В. В. (2010) Анализ влияния социальных изменений на трансформацию института экспертизы: роль эксперта в эпоху глобализации // Глобализация и социальные институты: социологический подход / отв. ред. И. Ф. Девятко, В. Н. Фомина. М. : Наука. 335 с. С. 241–260.
Медведева, С. М. (2014) Научная коммуникация в современном мире: проблемы и перспективы // Вестник МГИМО-Университета. № 2 (35). С. 253–255.
Сокулер, З. А. (2001) Знание и власть: наука в обществе модерна. СПб. : РХГИ. 240 с.
Сухенко, Н. В. (2016) Специфика популяризации науки в России // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». №. 4. С. 18–22.
Brewer, P. R., Ley, B. L. (2013) Whose science do you believe? Explaining trust in sources of scientific information about the environment // Science Communication. Vol. 35. № 1. Pp. 115–137.
Bucchi, M. (2017) Credibility, expertise and the challenges of science communication 2.0 // Public understanding of science. Vol. 26. № 8. P. 890–893.
Bucchi M. (2008) Of deficits, deviations and dialogues: theories of public communication of science // Handbook of Public Communication of Science and Technology / ed. by M. Bucchi, B. Trench. Routledge: London. 263 p. Pp. 57–76.
Bucchi, M., Neresini, F. (2008) Science and Public Participation // Handbook of Science and Technology Studies / ed. by E. J. Hackett, O. Amsterdamska, M. E. Lynch, J. Wajcman. 3d ed. London. MIT. Ch. 19. 1065 p. Pp. 449–472.
Bucchi M., Trench B. (2021) Rethinking science communication as the social conversation around science // Journal of Science Communication. Vol. 20. № 3. P. 1–11.
Cribb, J., Sari, T. (2010) Open science: sharing knowledge in the global century. Collingwood. Csiro Publishing. 223 p.
Dierkes, M., Von Grote, C. (2005) Between understanding and trust: the public, science and technology. London : Routledge. 264 p.
Durant, J. R. (1990) Copernicus and Conan Doyle or why should we care about the public understanding of science? // Science and Public Affairs. Vol. 5. Pp. 7–22.
Durant, J. R., Evans, G. A., Thomas, G. P. (1989) The public understanding of science // Nature. Vol. 340. Pp. 11–13.
Haklay, M. (2012) Citizen science and volunteered geographic information: Overview and typology of participation // Crowdsourcing geographic knowledge: Volunteered geographic information (VGI) in theory and practice. / ed. by D. Sui, S. Elwood, M. Goodchild. New York : Springer Science & Business Media. 396 p. Pp. 105–122.
Irwin, A. (2001) Constructing the scientifi c citizen: Science and democracy in the biosciences // Public Understanding of Science. Vol. 10. № 1. Pp. 1–18.
Layton, D., Davey, A. Jenkins, E. (1986) Science for Specific Purposes // Studies in Science Education. Vol. 13. Pp. 17–40.
Michael, M. (1992) Lay discourses of science: science-in-general, science-in-particular, and self // Science, Technology and Human Values. Vol. 17. No 3. Pp. 313–333.
Nielsen, K. H. (2005) Between understanding and appreciation: Current science communication in Denmark // Journal of science communication . Vol. 4. № 4. Pp. 1–9.
Robinson, L. D. et al. (2018) Ten principles of citizen science // Citizen science: Innovation in open science, society and policy / ed. by S. Hecker, M. Haklay, A. Bowser, Z. Makuch, J. Vogel & A. Bonn. London : UCL Press. 542 p. Pp. 27–40.
Roche, J. et al. (2020) Citizen science, education, and learning: Challenges and opportunities // Frontiers in Sociology. Vol. 5. Pp. 613–614.
Roosendaal, H. E., Geurts, P. (1997) Forces and functions in scientific communication: an analysis of their interplay // Cooperative Research Information Systems in Physics. Vol. 31. P. 1–32.
Russell, N. (2009) Communicating science: Professional, popular, literary. London : Cambridge University Press. 323 p.
Russell, N. (2010) Science for the Public: What Science Do People Need and How Might They Get It? London: Cambridge University Press. 251 p.
Weingart, P., Guenther, L. (2016) Science communication and the issue of trust // Journal of Science communication. Vol. 15. № 5. Pp. 1–11.
West, J. D., Bergstrom, C. T. (2021) Misinformation in and about science // Proceedings of the National Academy of Sciences. Vol. 118. № 15. Pp. 1–8.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2023.4.10
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/