Анализ формулы красоты на примере куполов храмов Тверской области
Аннотация
Одной из проблем, возникающих при развитии информационного общества, является цифровизация всех сфер жизни. Этот процесс затронет не только экономику, промышленность и сельскохозяйственное производство, но и социологию, культурологию и другие направления гуманитарных наук. Одним из направлений, позволяющих решить данную проблему, является проведение междисциплинарных исследований на основе современных информационных технологий и математических методов. Это направление исследований сближает гуманитарную составляющую жизни общества с другими сферами.
В статье рассмотрено применение принципов красоты в архитектуре куполов типовых храмов Тверской области. Цель исследования — обоснование наличия «золотых углов» и «совершенных треугольников» в форме конструкций куполов и разработка способа построения купола совершенной конструкции. Метод исследования заключается в формировании поверхности купола храма вращением образующей линии вокруг вертикальной оси. Из анализа формы различных куполов в данной статье установлены закономерности в их строении. Получены характерные соотношения для элементов куполов. Для рассмотренных храмов выделены, рассчитаны и выражены через золотую пропорцию и числа Фибоначчи характерные элементы конструкции куполов. Разработанный в настоящей статье способ может быть использован не только при реставрации существующих церквей и храмов, но и при проектировании новых культовых сооружений.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Акимова, М. И., Сальников, Е. М. (2018) Архитектурная типология часовен // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. Т. 20. № 4. С. 9–19. DOI: 10.31675/1607-1859-2018-20-4-9-19.
Бурдин, Е. А., Сафин, К. В. (2021) Православные храмы сел Бирля и Табурное Ульяновской области // Этническая культура. Т. 3. № 4. С. 42–45. DOI 10.31483/r-100337.
Васютинский, Н. А. (1990) Золотая пропорция. М. : Мол. гвардия. 235 с.
Ганичева, А. В. (2005) Неповторимая гармония русских православных храмов // Краеведческая психология. № 5. С. 164–174.
Заграевский, С. В. (2008) Формы глав (купольных покрытий) древнерусских храмов. М. : АЛЕВ-В. 46 с.
Локонова, Е. Л. (2016) Сакрально-культурологический смысл символики храма. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение // Вопросы теории и практики. № 8 (70). C. 137–140.
Оленьков, В. Д., Колмогорова, А. О., Печерица, Е. В., Павлов, А. М. (2018) Исследование форм и конструкций глав культовых памятников архитектуры // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Строительство и архитектура. Т. 18. № 3. С. 16–26.
Пермиловская, А. Б. (2016) Деревянный православный храм как воплощение этнокультурного архетипа русской традиционной культуры // Ярославский педагогический вестник. № 2. С. 245–250.
Петров-Спиридонов, Н. А. (2018) Развитие типологии православных храмов в 1990-х — 2010-х годах в отношении к периоду второй половины XIX — начала ХХ веков на примере Тверской области и Твери // Architecture and Modern Information Technologies. № 1 (42). С. 104–120.
Скворцов, А. И. (2021) Сакральная природа белого камня в храмовом строительстве Андрея Боголюбского // Этническая культура. Т. 3. № 3. С. 6–9. DOI 10.31483/r-98924.
Слепцов, Д. О. (2011) Русский православный храм как национальный символ // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. № 4. С. 4.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2023.3.19
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/